
«Девчонки из Дерри»
Сценаристка «Девчонок из Дерри» Лиза МакГи выросла в Дерри, поэтому не понаслышке знает, как обстояли дела в Северной Ирландии во времена Смуты — конфликта республиканцев с лоялистами и британской армией. Католики-республиканцы мечтали (и до сих пор мечтают), чтобы Северная Ирландия вышла из состава Соединенного Королевства, против чего выступали протестанты-лоялисты. Их война растянулась на несколько десятков лет, а улицы Дерри и Белфаста стали буквально полями сражений.
На фоне этих событий, а именно в последние годы Смуты, в 90-е, разворачиваются события сериала «Девчонки из Дерри». В центре сюжета — компания девочек-подростков, учениц женской католической школы. «Девчонки из Дерри» могли бы стать очередной демонстрацией тягот пубертатного периода, но все то, что происходит за стенами домов главных героинь, позволяет выделить сериал из подобных ему телеисследований взросления. Все типичные подростковые проблемы в обрамлении специфического ирландского юмора девочки переживают одновременно с терактами и массовыми столкновениями на улицах их родного города, схватками католиков с протестантами и преследованием британцев.
«Городские легенды»
Многие при просмотре британского сериала или фильма часто узнают там актеров, которых уже видели ранее в «Шерлоке» («Гарри Поттере», «Аббатстве Даунтон», у Гая Ричи и Дэнни Бойла — нужное подчеркнуть). В Сети это явление получило название «британская коммуналка». Особенность национальной киноиндустрии заключается в том, что одни и те же актеры (режиссеры, сценаристы, локации и реквизит) постоянно встречаются в разных проектах. Сериал «Городские легенды» отлично это иллюстрирует.
На самом деле это поп-культурная (но не всегда достоверная) летопись. Создатели сериала реконструировали первое появление группы Sex Pistols вместе с первым зарегистрированным случаем звучания мата в эфире британского телевидения, рассказали о романе принцессы Маргарет и Мика Джаггера и дружбе Сальвадора Дали с Элисом Купером. Сейчас сериал насчитывает 22 серии, и понятно, что к съемкам привлекли очень много британских актеров — Руперта Гринта, Ивана Реона, Эйдана Гиллена (Мизинец из «Игры престолов») и Ноэля Филдинга («Майти Буш»). В общем, мы гарантируем, что во время просмотра вы не раз полезете в телефон, чтобы вспомнить, где еще снимались актеры «Городских легенд».
«Тринадцать»
В основе сюжета сериала «Тринадцать» история похищения — жертва киднеппинга Айви Моксэм спустя 13 лет после заточения смогла сбежать от своего похитителя и получила шанс на новую жизнь. Создательница сериала Марни Диккенс написала сценарий, когда поняла, что в целом ее соотечественники заинтересованы не столько в деталях похищений, сколько в дальнейшей судьбе их жертв. По задумке Диккенс, сюжет «Тринадцать» должен был стать демонстрацией того, как человек, находящийся 13 лет в заточении, пытается оправиться и вернуться к нормальной жизни.
Айви исчезла, когда ей было 13 лет, а вернувшись к семье в 26, обнаружила совершенно других людей. Ее родители развелись из-за ее похищения, возлюбленный детства Тим женился, а младшая сестра отказывается верить, что перед ней Айви, а не самозванка, назвавшаяся именем пропавшей сестры, и требует сдать ДНК-тест. Параллельно с этими событиями возобновляется дело о похищении Айви — она вынуждена делиться информацией с полицией, чтобы выйти на след преступника.
«Джентльмен Джек»
Английская землевладелица и путешественница Анна Листер всю жизнь вела дневники и, по подсчетам исследователей, оставила после себя записи с более чем 4 миллионами слов. Часть из них включает пространные рассуждения о погоде и политике, но резонанс вызвали страницы с зашифрованным текстом, символы для которого Анна разработала самостоятельно. За этим шифром, переведенным впоследствии ее потомком Джоном Листером, оказались личные записи Анны про ее отношения с женщинами и лесбийский опыт, размышления о гендере и сексуальности.
Именно дневники Анны Листер легли в основу сериала «Джентльмен Джек». По сюжету, Анна возвращается из Франции в Англию, чтобы восстановить доставшееся ей в наследство поместье Шибден-Холл. Она заводит романы с женщинами и ведет себя совсем не так, как подобает английской леди, за что получает прозвище Джентльмен Джек.
«Год кролика»
Великобритания — родина Артура Конан Дойля и Агаты Кристи, поэтому детективы в королевстве любят не меньше, чем брит-поп и чаепития. Среди экранизаций приключений Шерлока Холмса и «Убийства в Восточном экспрессе» оказался достойный сериал «Год кролика» — о детективах в викторианской Англии. Его главные герои — матерый детектив Рэббит, его напарник Уилбур Штраус, прилежный «ботаник» из Кембриджа, и самопровозглашенная «первая женщина-полицейский Лондона» Мейбл Уисбек.
Используя метод дедукции и допросы свидетелей (к сожалению, в ту эпоху более продвинутые способы ведения расследования еще не были изобретены), трио детективов раскрывает преступления в викторианском Лондоне. Они пытаются выйти на след Джека-потрошителя, защищают болгарского принца Гектора, под прикрытием вступают в уличные банды в разгар войны между ними. Сериал не претендует на историчность, но там можно найти много отсылок к лондонскому фольклору и известным жителям столицы. Так, в одной из серий главные герои встречают Джозефа Меррика, известного как Человек-слон — это реальный житель викторианской Англии, чье тело было деформировано в результате неизвестной болезни.
«Это Англия»
В начале был полнометражный фильм Шейна Медоуза «Это Англия» — атмосферная драма о взрослении мальчика Шона, ставшего участником противостояния между традиционными британскими скинхедами и теми бритоголовыми, кто примкнул к правой организации «Национальный фронт». В фильме победила не дружба, но здравый смысл — в финальной сцене двенадцатилетний Шон выбрасывает национальный флаг Англии в море, отказываясь тем самым от идей национализма.
Шон, что называется, отошел от скинхед-движения, но Шейн Медоуз не смог расстаться с созданной им вселенной. В 2010 году режиссер выпускает первый приквел фильма — мини-сериал «Это Англия’ 86», за которым последуют «Это Англия’ 88» и «Это Англия’ 90». Отработав тему вечной идеологической войны скинхедов в полнометражной работе, в сериалах Медоуз поднял другие всем понятные темы и вопросы. Его субкультурные герои хоть и оставили за собой приверженность определенному стилю, все же стремятся к стабильности — двигаются по карьерной лестнице и строят отношения.
В эту демонстрацию новой жизни, чтобы зритель не заскучал, наблюдая за повзрослевшими скинхедами, врывается социальная драма. Если раньше герои Медоуза больше переживали за судьбу Англии и идеологическую позицию скинхеда, то теперь им важнее найти свое место в жизни, пережить измены, домашнее насилие и попытки суицида.