Фиби атакует. Кто делает сериалы «Дрянь» и «Убивая Еву» такими британскими и в чем секрет их успеха | Salt

Фиби атакует. Кто делает сериалы «Дрянь» и «Убивая Еву» такими британскими и в чем секрет их успеха

Люди
Соня Шпильберг
Соня Шпильберг
30 августа 2019, 13:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Фиби атакует. Кто делает сериалы «Дрянь» и «Убивая Еву» такими британскими и в чем секрет их успеха
Courtesy of BBC
Есть здесь те, кто не любит сериал Fleabag («Дрянь»)? Выйдите. Этот сериал нельзя не любить просто потому, что он позволяет зрителю переживать то, что нельзя высказать словами, а главная героиня вскрывает нарывы в самых темных уголках наших душ. В сентябре исполнительницу главной роли и сценариста сериала Фиби Уоллер-Бридж ждут сразу 10 номинаций на «Эмми», а пока мы расскажем, кто ее бойфренд, почему шутки про член — это must have и как получать удовольствие от пассивной агрессии.

Уоллер-Бридж за кадром

Брюнетка 33 лет и 180 см ростом с внешностью музы прерафаэлитов, родись она в 19 веке. У нее родимое пятно на лбу, акцент, способный огранить хрусталь, и утробный смех, который почему-то вызывает воспоминания о добром английском пироге с мясом. Все это — британка Фиби Уоллер-Бридж, актриса и сценарист, обладательница престижных театральных премий. В сентябре в Лос-Анджелесе пройдет вручение премии «Эмми», и Фиби, как и ее поклонники, застыли в ожидании — за сериалы «Дрянь» и «Убивая Еву» она выступает сразу в 10 номинациях и грозит стать самым громким персонажем года в киноиндустрии.

Кадр из сериала «Дрянь». Courtesy photo

Фиби — очень английская особа и автор, который не боится рассказывать о женщине ту самую некомфортную правду. Ей все время хочется скинуть свою красоту, как тапки, и упасть в кресло перед теликом. Ночами она упивается крепким чаем и взрывает мессенджеры подруг. Одна из них — видный драматург Вики Джонс, которая является режиссером сериала «Дрянь».

Вики и Фиби © YouTube

С Джонс в 2007 году они создали нечто вроде творческого объединения DryWhite, в рамках которого проводили партизанские театральные вечера, где давали возможность драматургам и актерам провоцировать зрителей: в зале разрешалось драться, влюбляться, впадать в отчаяние и цепенеть от бессилия. Одной из главных тем вечеров стала «битва полов», Фиби здесь явно преуспела — она написала пьесу, в которой с бесстрастным лицом объясняла своему парню: «Я очень тебя люблю, но иногда мне приходится заниматься сексом с мужчиной, у которого большой член — уверяю тебя, так делают все женщины».

Фрагмент сериала «Дрянь»

«Тебя трахнули или тебя не трахнули — это традиционный финал в судьбе любой главной героини ситкома».

Из  интервью для GQ UK


Тот редкий случай, когда в одном творческом субъекте в чудесном согласии уживаются актриса и сценарист — это Фиби Уоллер-Бридж. В то время, как аудитория отвлекается на искрометный юмор и блеск ее улыбки, она тайно копошится в кромешной тьме их душ, и пока они пережевывают шутку про тампоны, бьет в живот без предупреждения.

Фрагмент сериала «Дрянь»

Скрытая атака стала почерком Фиби — именно пассивная агрессия делает нерв не только ее работам, но и британскому юмору вообще

А Фиби сейчас, пожалуй, лучшее его воплощение. Джонс называет героев Уоллер-Бридж «Фиби-пруф», а самой актрисе еще во время работы в театре дала кличку «Брандо» — за агрессивное очарование.

«Фак ю, спасибо всем, прекрасная аудитория», — говорит она со сцены, лучезарно улыбаясь. И в этом вся Фиби, точнее — ее героиня Флибэг, в которой, как в личном блоге, она изобразила себя.

Фрагмент сериала «Дрянь»

С театральной сцены — на ВВС

Фиби закончила Королевскую академию драматического искусства. Первый курс прошел в мучениях, где ей приходилось выполнять упражнения вроде «два месяца вы в паре будете изображать животных», тогда как ее внутренний голос звучал, как барабанная дробь: «Дайте мне сценарий, дайте мне сценарий». Ее жизнь в настоящий момент немного походит на упражнение, которое ей так и не удалось в академии: «Я всегда хотела быть летучей мышью, но я должна быть пантерой».

Серьезным дебютом Фиби на сцене, когда зрители уже не жевали пирожки с мясом, а смотрели за игрой, можно назвать участие в спектакле Roaring Trade 2009 года, поставленном в театре Сохо. Там же она познакомилась и с драматургом Вики Джонс, которая стала не только ее подругой, но и коллегой по многим проектам, в том числе — сериалу «Флибэг». Жизнь Фиби резко изменилась, когда в 2013 году после показа моноспектакля Flеаbаg на Эдинбургском фестивале Fringe ее пригласили на ВВС, чтобы сделать сериал — а заодно и сыграть в нем. Наряду с Flеаbаg ей предложили идею ситкома Crashing (в русском пиратском прокате — «По друзьям»), который куда больше, чем Flеаbаg, отражает перверсивную боль через циничный юмор. Именно в Crashing Фиби максимально преуспела в своем нигилизме, создав мир, где парни и девушки «где-то за двадцать» могут дружить, не прыгая друг к другу в постель. Она задала характерный для своего творчества тон, который вибрирует между грязным, странным, грустным и откровенным.

Кадр из ситкома «Crashing». Courtesy photo

Съев по порции аппетитного фалафеля за углом театра Сохо с писателем Люком Дженнингсом, она получила зеленый свет на адаптацию его романа для сериала ВВС. Получилось «Убивая Еву», и весьма неплохо.

В 2017 за роль в «Дряни» Фиби удостоилась престижной награды BAFTA (British Academy Television Award), и когда ее поклонники уже свыклись с образом актрисы, которая мастурбирует на речь Обамы про Ирак или источает сексуальный сарказм, она вдруг снимается в роли женщины-дроида очередного эпизода «Звездных войн», который вышел в 2018-м

На съёмках «Звездных войн». Courtesy of Lucasfilm

«Надо бы посмотреть, что это за фильм», — сказала она агенту, когда получила предложение, и просмотр стал для нее почти таким же захватывающим, как для главной героини второго сезона «Дряни» — чтение библии. В 2019 году Фиби приняла личное приглашение Дэниела Крейга поправить сценарий очередной части бондианы под названием «Нет времени умирать», выход которого намечен на 2020 год.

Когда Фиби задают вопросы о ее разводе с ирландским продюсером Конором Вудманом в 2014 году, она говорит: «Я предпочла бы обойти эту тему». А все разговоры о своих нынешних отношениях со знаменитым режиссером Мартином Макдонахом она вежливо душит в зародыше. Вместо этого она переходит на разговоры о настоящей женской дружбе — ее это искренне волнует.

Очень женская ярость

Трудно переоценить влияние, которое сериал Fleabag оказал на свою аудиторию. Это история о женщине, страдающей от боли, черная комедия, в которой героиня без имени (но понятно, что Флибэг — это про нее) сражается с жизнью посредством трансгрессивной иронии и секса, потому что нельзя всю эту чертову реальность принимать всерьез. Хотя ее лучшая подруга действительно покончила с собой — и знаете, из-за чего? Потому что Флибэг переспала с ее парнем, о чем мы узнаем в финале первого сезона. Спойлер.

Неслучайно в русскоязычном нелегальном прокате сериал был назван «Дрянь» или даже «Кошелка». Ее часто спрашивают, насколько героиня автобиографична — ни на сколько, говорит Фиби. Просто когда она писала сценарий к первому сезону, то много думала о женской ярости. А какой она может быть, женская ярость, если сила не на стороне женщины? И это пострашней насилия — недаром в финале второго сезона «Дряни» появляется лисица. С одной стороны, лисиц в Лондоне больше, чем крыс, а с другой — все сразу стали вспоминать Триера и «Антихриста», да и вообще второй сезон вызвал большие споры у правоверных христиан в связи с флиртом между главной героиней и священнослужителем.

Кадр из сериала «Дрянь». Courtesy photo

«Сейчас время женского гнева, и я нахожу это очень привлекательным. Не думаю, что это обязательно должно нести негативный оттенок, потому что ярость может быть чем-то, что мотивирует, стимулирует и меняет вещи, и это происходит сейчас». 

Из  интервью для Vogue UK


«Когда мне было двадцать с небольшим, у меня были жуткие вспышки ярости, которая граничила с бешенством — но это длилось всего несколько секунд. А когда проходило, я ощущала большую радость и катарсис. Теперь это трансформировалось в мою работу», — рассказывает Фиби.

К счастью, для женщины, вдохновленной яростью, она пишет в то время, которое вибрирует вместе с ней, — когда обсуждаются годы оскорблений и скрытого насилия. Нигде сейчас нет такой шумихи, как в отрасли, где работает Фиби, где после Вайнштейна ежедневно происходят разоблачения в стиле #MeToo.

Высокобюджетный триллер «Убивая Еву» — также очень женская история о двух героинях, одна из которых убийца-психопат, а вторая — сотрудница М15, зачарованная шпионажем. Они обе одержимы и трансгрессивны

Кадр из фильма «Убивая Еву». Courtesy photo

Рассказ истории о женщине, которая не испытывает вины, говорит Фиби, был для нее неким высвобождением. Жить не по правилам очень просто — нужно допустить выход за рамки и сказать себе: ничего нет, все можно.

Все любят Флибэг

Когда в свет вышла первая серия Fleabag с вдохновенным монологом на тему анального секса, в британской прессе появились отзывы вроде: «Это самое грязное, неприкрытое, сексуально разоблачающее шоу из всех, что когда-либо выходило на ТВ». При том, что в фильме нет ни одной сцены с обнаженкой — главная героиня раздевает зрителя словом, да так, что он сразу оказывается незащищенным. И что самое интересное — ему это нравится.

Соавтором сериала стала драматург Вики Джонс. Именно под ее руководством в 2008-м Фиби написала первую пьесу о расставании с парнем, которую зрители встретили стоя с криком: «Шлюха!»

«Именно тогда я поняла, что нужно как можно больше говорить о пенисах», — рассказывает автор. В образе Флибэг она воплотила весь спектр накопленных эмоциональных паттернов и, как признается, выписывая роль, лишь тасует их: «Не забывай — боль здесь, смешно там!»


«Я не могу пердеть подмышкой и не могу притворяться — думаю, что это трагедия моей жизни».

Из  интервью для The Guardian


Главная фишка сериала в том, что Фиби задумала сохранить в нем эффект присутствия зрителя — она общается с ним, будто бы сидящим перед ней в зале, и часть диалогов направлена именно туда. В этот воображаемый зал летит вся субверсивность ее социальных будней, Флибэг всегда будто бы на исповеди — неслучайно во втором сезоне именно священник вдруг замечает ее реплики, адресованные залу: «С кем это ты?»

«Дрянь» — очень феминистское кино, где женщина легитимируется со всеми ее недостатками: можно не лицемерить, пренебрегать ценностями, соблазнять священника, спасть с бойфрендом подруги, практиковать анальный секс просто потому, что ты несовершенна, и ты — просто женщина, а не свод социальных допущений

Боль своей героини Фиби характеризует как эмоциональную рвоту, и вся трансгрессия ее юмора — всего лишь обратная сторона депрессии.

Фиби и впрямь не намерена воспринимать реальность всерьез, да и играть с ней у нее получается блестяще. Именно сейчас она стоит на пороге звездности и через пару шагов уже начнет жизнь в новом формате, когда уже не сможет беззаботно подслушивать разговоры в кафе или заниматься трейсингом, садясь на хвост лондонским незнакомцам и прослеживая маршруты чужих жизней в поисках историй и вдохновения. В чем феномен ее успеха? Фиби — единственная комедийная актриса, которая осознала, что сейчас — то самое время, когда можно шутить над мужчинами, переходя все мыслимые грани, и тебе ничего за это не будет. Мало того — опасаясь косых взглядов, мужчины лично будут аплодировать своему унижению.

Courtesy of BBC