Например, на красной ковровой дорожке Натали Портман появилась в кейпе, на котором золотыми нитками были вышиты имена женщин-режиссеров, не получивших номинацию на «Оскар», но при этом снявших сильные, талантливые картины, которые заслуживают не меньшего внимания, чем картины их коллег-мужчин. Мы надеемся, в Голливуде рано или поздно разберутся с подобной дискриминацией, а пока присоединяемся к Портман и рассказываем о талантливых женщинах-режиссерах и их последних фильмах, которые обязательно стоит посмотреть (если вы еще этого не сделали).
Грета Гервиг — «Маленькие женщины»
Американка Грета Гервиг начала свою карьеру как актриса мамблкор-фильмов и сыграла в нескольких картинах лучших режиссеров этого направления — Джо Сванберга и братьев Дюпласс. На ее счету такие фильмы, как «Гринберг», «Больше чем секс», «Римские приключения» и «Милая Фрэнсис». Ее дебютом в качестве режиссера стал фильм «Леди Бёрд», за который она получила огромное количество положительных отзывов от критиков и в 2018 году была номинирована на премию «Оскар» за лучшую режиссуру.
В конце прошлого года на экраны вышел последний фильм Гервиг — «Маленькие женщины». Это экранизация классического романа 1868 года американской писательницы Луизы Мэй Олкотт. Героини Мег, Эми, Бет и Джо — сестры, чьи детство и юность пришлись на годы Гражданской войны в США 1861–1865 годов. Их истории играют молодые и талантливые Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен, Сирша Ронан. Гервиг смогла превратить прозу второй половины 19 века в захватывающую рефлексию над темами современной феминистской повестки.
Лулу Ванг — «Прощание»
«Прощание» — второй полнометражный фильм американской китаянки Лулу Ванг. В фильме рассказывается история девушки Билли (первая главная роль хип-хоп-исполнительницы Аквафины), которая родилась в семье китайских эмигрантов в Нью-Йорке, где прожила всю свою жизнь. Билли узнает, что ее бабушка, живущая в Китае, больна раком. Но в Китае врачи по просьбе семьи могут не сообщать пациенту о смертельном диагнозе, что для западного сознания Билли — недопустимо. Чтобы увидеть бабушку в последний раз, родственники быстро организуют свадьбу внука — отличная причина, чтобы к ней могли слететься все дети из Америки и Японии, не вызывая подозрений. Теперь семье предстоит не самая веселая свадьба и не самое печальное прощание.
Фильм основан на биографии самой Лулу Ванг и посвящен конфликту культур и мировоззрений по обе стороны Тихого океана. Картина «Прощание» стала сенсацией на фестивале Sundance прошлого года и второй в истории кинолентой на китайском языке, получившей награду Spirit Awards (первой была «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» 2000 года). Лента была номинирована на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, но Американской киноакадемией была проигнорирована.
Селин Сьямма — «Портрет девушки в огне»
Французская сценаристка Селин Сьямма в качестве режиссера дебютировала в 2007 году с полнометражной лентой «Водяные лилии» — историей 15-летней девочки, влюбленной в свою ровесницу, капитана команды по синхронному плаванию. Фильм был отобран для программы Каннского кинофестиваля «Особый взгляд», получил Приз Луи Деллюка и три номинации на кинопремию «Сезар» — чем обеспечил француженке всеобщее признание.
Фемактивистка Селин Сьямма во всех своих картинах уделяет большое внимание проблемам ЛГТБ, и ее последняя работа — «Портрет девушки в огне» — не исключение. Фильм рассказывает историю любви художницы и ее натурщицы, выступающей против своего замужества (действие происходит в Бретани в 1770 году). Картина получила множество наград европейских кинофестивалей, а также была номинирована на «Золотой глобус» (как вы догадались, на «Оскар» — нет).
Альма Харель — «Лапочка»
Альма Харель родилась в Израиле, с юности увлекалась фотографией и подрабатывала оператором на концертах молодых музыкантов, а потом стала снимать музыкальные клипы. Ее работы заметили и пригласили на съемки рекламы и клипов в Америку, куда она и переехала и спустя какое-то время решила попробовать себя в роли режиссера полнометражного фильма.
Фильм «Лапочка» снят по сценарию Шайи Лабафа, основанному на его воспоминаниях о собственном детстве. В центре картины — киноактер, страдающий от алкоголизма. Из-за вождения в пьяном виде он попадает в серьезную аварию и устраивает перепалку с полицией, после чего его принуждают к прохождению обязательной реабилитации. В ходе психотерапии актер обнаруживает, что за самыми болезненными моментами его юности всегда скрывался деспотичный отец. Фильм получил исключительно положительные отзывы критиков (например, на Rotten Tomatoes он имеет рейтинг 100%, а это значит — ни одной негативной рецензии).
Мариэль Хеллер — «Прекрасный день по соседству»
Фильм должен был выйти на экраны российских кинотеатров на прошлой неделе, но что-то пошло не так — премьеру отменили (информации, когда фильм все-таки будет показан, пока нет). А между прочим, в нем сыграл всеми любимый Том Хэнкс и за эту роль был номинирован на «Оскар» как лучший актер второго плана. Фильм основан на реальных событиях и показывает историю необычной дружбы между добродушным ведущим детской передачи Фредом Роджерсом и уважаемым и порой циничным журналистом Ллойдом Вогелю, прототипом которого является знаменитый американский писатель и журналист Том Джунод.
Фильм основан на его статье для Esquire 1998 года, где он описывает знакомство с Роджерсом. Вогель сначала не хотел писать о Роджерсе, потому что считал его слишком добродушным и мягким и тем самым не очень интересным. Но их встреча все меняет. Эту удивительно добрую, теплую историю создала режиссер Мариэль Хеллер, известная по другим двум работам — дебютному «Дневнику девочки-подростка» и «Сможете ли вы меня простить?» (на прошлом «Оскаре» этот фильм получил номинации в трех категориях — «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший сценарий»). Надеемся, будущие работы Хеллер мы обязательно увидим и в номинации «Лучший режиссер».
Мати Диоп — «Атлантика»
«Атлантика» — первая полнометражная картина сенегальской актрисы Мати Диоп. Раньше она снимала только короткометражные фильмы, которые показывали и отмечали наградами на разных европейских кинофестивалях — например, в Венеции и Роттердаме. У Диоп сформировался ни на что не похожий индивидуальный стиль, который достиг апогея в «Атлантике». Мати стала первой в истории чернокожей женщиной-режиссером, которая со своим дебютом претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах (в итоге фильм взял Гран-при).
«Атлантика» также была заявлена как претендент от Сенегала на премию «Оскар» в категории «Лучший международный художественный фильм», но в финальный список номинантов так и не вошла. Действие фильма происходит в пригороде Дакара. Главная героиня, девушка по имени Ада, должна выйти замуж за богатого мужчину, которого выбрали для нее родителями. Она же любит другого — простого рабочего, который занят на стройке высотной башни, но из-за ужасных условий работы и нерегулярной оплаты труда решает покинуть страну в поисках светлого будущего. В итоге романтическая история превращается в детектив и мистический триллер о призраках.