1936
Первый скандал разразился на восьмой церемонии, в 1936 году. Тогда сценаристу Дадли Николсу присудили награду в номинации за лучший адаптированный сценарий к фильму «Осведомитель» режиссера Джона Форда, но Николс впервые в истории добровольно отказался от статуэтки. Своим поступком он решил поддержать своих коллег из голливудской гильдии сценаристов, которые просили своих членов бойкотировать «Оскар» в знак солидарности с профсоюзным движением (они требовали достойную оплату труда и получения процентов за кассовые сборы). После церемонии статуэтку даже высылали Дадли Николсу почтой, но он настоял на своем и отправил ее обратно.
1940
В 1940 году ни о каком расовом равенстве в США еще не слышали, и права афроамериканцев серьезно попирались. Например, в зале, где в том году вручали «Оскар», чернокожим можно было сидеть только в специально отведенном месте — подальше от сцены и от белых. Унизительная ситуация произошла с актрисой Хэтти МакДэниел, которая блестяще исполнила роль Мамушки в фильме «Унесенные ветром». МакДэниел стала первой чернокожей женщиной, которая была номинирована на премию и получила статуэтку за «Лучшую женскую роль второго плана». Но полноценно порадоваться этому событию актриса не смогла, ведь ей нужно было потратить немало времени, чтобы выбраться с того места, куда ее посадили, и дойти до сцены. А на самой премьере «Унесенных ветром» ситуация была еще хуже — актрису просто не пустили в кинотеатр.
1969
Такое случилось только один раз в истории кинопремии — Барбра Стрейзанд и Кэтрин Хепбёрн набрали одинаковое количество голосов и обе получили «Оскара» в номинации «Лучшая женская роль». Хепбёрн присудили награду за роль в фильме «Лев зимой», а Барбре Стрейзанд — за дебют в «Смешной девчонке». Но Хепбёрн не присутствовала не церемонии, так что признание и все овации в тот вечер достались Стрейзанд.
1973
После гениального перевоплощения в «Крестном отце» никто не сомневался, что именно Марлон Брандо получит «Оскара» за лучшую мужскую роль. Но сам актер от получения награды отказался и вовсе не явился на церемонию. Свой поступок он объяснил протестом против укоренившейся в американском обществе политики дискриминации индейцев (например, главные роли в фильмах про индейцев могли играть только белые актеры). Свою награду Брандо отправил получать представительницу коренного населения Америки по имени Мари Луиз Круз (которую также называли Сашин Легкое Перо). Девушка вышла на сцену в национальной одежде и несколько минут рассказывала гостям церемонии об ущемлении прав индейцев: «Марлон Брандо доверил мне честь представлять его на этой церемонии и сказать вам от его имени, что он, к сожалению, не может принять эту высокую награду. Причиной этому послужило существующее в настоящее время в киноиндустрии отношение к американским индейцам».
В зале поднялся шум, и Сашин так и не смогла дочитать послание актера. До сих пор ходят споры о том, кем на самом деле была эта девушка и откуда она взялась. После этой ситуации академики ввели новое правило — отныне получать награды могли только сами номинанты
1993
C тех пор организаторы церемонии всегда держали руку на пульсе, чтобы предотвратить возможные политические высказывания, которые могли прозвучать из уст актеров. Но это удавалось не всегда. Например, в 1993 году Ричард Гир, который вручал одну из наград, перед многомиллионной аудиторией начал говорить о нарушениях прав человека в Китае и раскритиковал политику Дэн Сяопина в Тибете (в США Ричарда Гира знают не только как актера, но и как самого известного буддиста после Далай-ламы). После этой речи Гиру запретили появляться на премии, и этот запрет действовал 20 лет.
Кстати, на той же церемонии Тим Роббинс и Сьюзен Сарандон попытались обратить внимание на проблему распространения ВИЧ среди населения Гаити, после чего им тоже запретили появляться на «Оскаре». Но им повезло немного больше, чем Ричарду Гиру — о запрете Сарандон забыли уже спустя три года, когда актриса получила награду в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Мертвец идет», а Роббинс смог вернуться через 11 лет, когда взял статуэтку за «Лучшую мужскую роль второго плана» в картине Клинта Иствуда «Таинственная река».
Еще одна некрасивая ситуация сложилась в 2013 году. Тогда «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты» получил Билл Уэстенхофер, работавший над картиной «Жизнь Пи». В своей благодарственной речи он затронул проблему бастующих из-за низких зарплат сотрудников киностудий, которые специализируются на создании эффектов. Но договорить Уэстенхоферу не дали, заглушив его речь саундтреком к фильму «Челюсти».
2014
Появление Джона Траволты на светских мероприятиях часто обрастает мемами. Помните, как в прошлом году на церемонии MTV Video Music Awards он перепутал Тейлор Свифт с ее двойником, дрэг-дивой Джейд Джоли? Этот конфуз у Траволты был не первым. В 2014 году на церемонии вручения премии «Оскар» актер со сцены не смог верно произнести имя певицы Идины Мензел, которая должна была исполнить песню Let It Go из мультфильма «Холодное сердце». Траволта объявил ее как Адель Дазим. Певица сделала вид, что ничего не случилось, но общественность ошибку запомнила.
2016
В январе 2016 года темнокожий режиссер Спайк Ли написал в своем Twitter, что два года подряд в числе актеров, претендующих на «Оскар», нет ни одного афроамериканца. Его поддержала актриса Джада Пинкетт-Смит: звезды заявили, что не будут присутствовать на церемонии в будущем месяце и призвали своих коллег бойкотировать «Оскар». К бойкоту присоединились Уилл Смит (супруг Джады), Майкл Мур, Вупи Голдберг, Джордж Клуни, Снуп Догг, Омар Си, Рошди Зем, Кьюба Гудинг-младший и многие другие. Началось движение #Oscarsowhite. Американские журналисты провели исследование, согласно которому 97% тех, кто выбирал победителей и номинантов, были белыми. В свою очередь президент Американской киноакадемии Шерил Бун Айзекс пообещала пересмотреть правила отбора картин и состав самих академиков, чтобы избежать подобных дискриминирующих ситуаций в будущем.
2017
2017 год можно считать самым провальным за всю историю «Оскара». Во время объявления победителя в категории «Лучший фильм» на сцену вышли Уоррен Битти и Фэй Данауэй. Они открыли конверт и после небольшой заминки объявили, что награду получает «Ла-Ла Ленд». Вся команда фильма поднялась на сцену и получила статуэтку. Но в тот же момент выяснилось, что произошла ошибка. Оказалось, что конверты перепутали, и артисты назвали победителя в категории за лучшую женскую роль (Эмма Стоун исполнила главную роль в «Ла-Ла Ленд» и получила свою статуэтку за несколько минут до этого). Настоящим же победителем должна была быть драма «Лунный свет».
Все, кто стоял на сцене, пытались сгладить ситуацию, но сказать, что им это удалось, нельзя. Осадок остался надолго, особенно у победителей, которые не смогли в полной мере насладиться признанием
Но и это еще не все. 28 января 2017 года Дональд Трамп приостановил программу размещения на территории США беженцев и подписал закон, который на 90 дней запрещал въезд на территорию страны гражданам Ирана, Сирии, Ирака, Йемена, Судана, Сомали и Ливии. В связи с этим иранский режиссер Асгар Фархади, фильм «Коммивояжер» которого был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», принял решение не участвовать в мероприятии. Вот что было опубликовано на страницах The New York Times: «К моему сожалению, вынужден объявить, что я не приеду на церемонию вручения премии „Оскар“. В мои планы не входил бойкот этого мероприятия, но обстоятельства сложились таким образом, что участие в нем стало невозможным. Даже если для меня в итоге сделают исключение, с учетом любых „но“ и „если“, для себя лично считаю визит в США неприемлемым». В итоге фильм «Коммивояжер» все-таки получил «Оскара», но на сцену вышли все, кроме режиссера.