Самая темная
После того, как третья серия финального сезона «Игры престолов» вышла в эфир, фанаты чуть не смели аккаунты HBO в соцсетях. Серия длилась 1 час 12 минут, и почти все это время сначала армия Короля Ночи крошила в капусту защитников Витерфелла, а потом наоборот — потому что впереди было еще три серии. Люди знали об этом из спойлеров — о том, что третью серию снимали в течение 55 ночей, было известно еще в 2018 году — а вот разглядеть все сцены не смогли: ночь «Игры престолов» оказалась полна ужасов, но слишком темна. Оператор картины Фабиан Вагнер в интервью Wired попытался свалить вину на самих зрителей, заявив, что «многие люди просто не могут настроить свои экраны» и «смотрят шоу на маленьких iPad» — чем, конечно, спровоцировал новую волну праведного гнева. Пользователи Reddit специально высветлили серию — оказалось, нам действительно не показали много интересного: например, лица героев (а играют-то хорошо!).
Самая эпичная
Законы гравитации презирает большинство создателей болливудских фильмов. Люди, машины, бетонные шлакоблоки и другие малозначительные детали разлетаются по закоулкам кадра, стоит только главному герою до них дотронуться. Сила удара не важна, главное — брутальное выражение лица, наличие пары десятков негодяев, рыдающая в кадре героиня, осколки, застывшие в воздухе вокруг главного героя (от восхищения, а не от того, что продюсер в детстве пересмотрел фильм «Матрица», конечно). Опционально — розовая рубашка на бойце. В индийском фильме «Мужество» 2008 года есть все составляющие. Не драка — загляденье! Главный герой наподдает антагонистам так, что те вертят в воздухе тройной тулуп. Евгений Плющенко обзавидовался бы до слез.
Самая лживая
В фильме «300 спартанцев: Расцвет империи» 2014 года основная часть действия происходит на воде. Финальная битва между персидским и греческим флотом также происходит на море: Фемистокл (Салливан Стэйплтон) скачет по лодкам, размахивая мечом. Вот это ловкость, думает наивный зритель. Ложь! Абсолютно все эпизоды были сняты на суше, без капельки морской воды — всю ее потом дорисовали с помощью компьютерной графики. Зато искусственной кровью залили все специально отстроенные для съемок палубы — это, как-никак, боевик, пусть и фантастический.
Самая травматичная
Пожалуй, никого не лупили в кино так долго, как Сильвестра Сталлоне — в саге о Рокки Бальбоа шесть картин, и в каждой Сталлоне снимался без дублеров. Во время подготовки к съемкам первого фильма он и Карл Уэзерс (такой же новичок в кино, как и Слай) провели в тренажерном зале несколько месяцев. Актеры овладели приемами бокса, а Сталлоне посвятил сцене финального боя несколько страниц сценария. Иногда там были только слова «Хук слева» и «Хук справа», но на съемках следовать сценарию досконально не получилось — Сталлоне и Уэзерс нанесли друг другу несколько травм. Во время второго «Рокки» было хуже.
«Я полностью порвал мускул, пришлось его пришивать, — рассказал Сталлоне. — Мне наложили 160 швов на правую руку. В фильме я дерусь левой, правую просто не могу поднять»
Во время съемок «Рокки-4» Слай также настаивал на том, чтобы все было натурально, поэтому не стал брать дублера для сцены боя с Дольфом Лундгреном. Он попросил Лундгрена ударить его в грудь что есть силы. Тот ударил — очнулся Сталлоне уже в больнице Лос-Анджелеса, куда его доставили самолетом из Канады. У актера оказалась повреждена околосердечная сумка, он проходил долгое лечение, а фильм получил пять «Золотых малин». Но Слай обратил травмы себе на пользу — описал подготовку к боям и восстановление после них в книге Sly Moves («Хитрые ходы»), которая отлично разошлась.
Самая деликатная
К съемкам спортивной драмы о 31-летней официантке Мэгги Фицджеральд, которая осуществляет мечту и выходит на профессиональный боксерский ринг, актрисе Хилари Суонк пришлось готовиться не только физически, но и морально. Суонк назначили диету, включающую яичные желтки, льняное масло, сырую рыбу и протеиновые коктейли, три месяца было отведено на тренировки и спарринг с профессиональными боксершами. И если 5-часовые тренировки в день давались Хилари относительно легко, то на ринге актриса долго не могла переступить через себя и ударить другого человека. Актриса вспоминает, что у нее ушло немало времени на то, чтобы перестать извиняться, прежде чем пустить в ход кулаки. «Я продержалась до конца раунда, сумев разбить нос партнеру, — вспоминает актриса. — Это было великолепное ощущение — мне не хотелось извиниться перед оппонентом, но чувство победы соединилось с уважением к нему».
Драка — пошаговая инструкция
Гай Ричи набил руку на съемках сцен гопницких драк, и боксерский поединок в «Шерлоке Холмсе» можно считать вершиной мастерства.
Холмс в исполнении Дауни-младшего выходит на ринг в подпольном бойцовском клубе и чисто для разминки под разухабистую ирландскую песенку делает котлету из оппонента — голыми руками, как это и было принято в боксе до 1818 года
Параллельно он, как заправский травматолог, ведет учет всем переломанным костям. Эксперты, присмотревшись, могут сказать, что никакой это не бокс, а вовсе даже кунг-фу, и будут правы: Роберт Дауни-младший и в жизни увлекается этим боевым искусством, а за постановкой этой сцены (Дауни, кстати, тоже работал без дублеров) приглядывал его личный тренер. Во время драки герой комментирует свои действия и, можно сказать, создает мануал для начинающих бойцов: «Сначала — отвлечь жертву, потом — блокировать его джемп. Потом прямым кроссом в щеку; сбить с толку — от шока он начнет махать руками; выставить блок».
Кстати, Холмс, владеющий восточными единоборствами — не вольное допущение: оригинал Конан Дойля тоже занимался ими, только он предпочитал бартитсу — систему самозащиты, разработанную викторианским путешественником Бартоном-Райтом, который решил объединить джиу-джитсу и бокс.
Очень дорогая и многолюдная драка
Каждая драка в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла» — незабываема: чего стоит одна только сцена дуэли Черной Мамбы (Ума Турман) и О-Рен Ишии (Люси Лью). Но если говорить о деньгах, то бюджет в 60 миллионов долларов для криминальной драмы — это много (для сравнения: «Матрица», вышедшая двумя с половиной годами ранее, обошлась ее создателям в 63 миллиона, но там Киану Ривз летал так, что зрители забывали дышать). На что Тарантино потратил эти деньги? Например, на восьминедельную съемку драки героини Турман с 88 воинами якудза в Доме Голубых листьев. Самурайские мечи были изготовлены по заказу студии Miramax за 65 тысяч долларов. Еще пришлось нанять Юэня Ву-Пинга, звездного постановщика трюков (в «Матрице» за ловкость Нео отвечал именно он), и купить 500 галлонов бутафорской крови высшего качества. «Нельзя налить на меч малинового варенья и ждать, что он будет хорошо выглядеть», — говорил Тарантино. Вложения в драки окупились: никакой малины — ни в кадре, ни «Золотой».