Будет страшно: почему «Джокер» с Хоакином Фениксом нельзя пропустить | Salt

Будет страшно: почему «Джокер» с Хоакином Фениксом нельзя пропустить

Кино
Анна Родина
Анна Родина
1 октября, 12:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Будет страшно: почему «Джокер» с Хоакином Фениксом нельзя пропустить
SALT-collage
Три недели назад «Джокер» завоевал главный приз Венецианского кинофестиваля, «Золотого льва». Кинокритики разделились на два лагеря: одни называют героя Хоакина Феникса «психически неуравновешенным слабаком» и не верят в то, что он может быть противником Бэтмену, другие считают, что у режиссера Тодда Филлипса получился шедевр: мрачный, тягучий и откровенный фильм о природе человеческих страхов и жестокости. Рассказываем, почему билеты на «Джокера» стоит покупать уже сейчас — в день премьеры, 3 октября, их уже наверняка разберут.

Режиссер Тодд Филлипс тщательно разобрался в человеческой психологии

Новый «Джокер» — это история о том, что случается с человеком, когда его загоняют в угол. Актер Артур Флек работает в рекламном агентстве, мечтает смешить людей со сцены, но смеются не над придуманными им гэгами, а над ним самим. Тодду Филлипсу удалось показать, как по спирали развивается буллинг, как он слой за слоем счищает с жертвы налет цивилизации. «Я прочитал сценарий до половины и испугался до усрачки, — рассказал Хоакин Феникс в интервью Collider в июле 2018 года, как только Warner официально объявили о съемках фильма. — Тодд хочет показать, как обычный человек под влиянием окружающего мира и других людей сходит с ума. Джокер был неудачником, но абсолютно безобидным. Страшно, что он становится чрезвычайно жестоким, превращаясь в чудовище, и [мы показываем] почему это происходит».

Хоакин Феникс научился смеяться, как Джокер (спойлер: это жутко)

Феникс не раз говорил в интервью, что никогда не был фанатом кинокомиксов, и у него не было цели переиграть предыдущих Джокеров — Джека Николсона и Хита Леджера. «Эти парни создали свое наследие, я не собираюсь его трогать, — рассказывал Хоакин Феникс, начиная работать над ролью. — Я собираюсь создать что-то свое, надеюсь, у меня выйдет что-то достойное». Забыть этого Джокера определенно не получится: Хоакин Феникс настолько вжился в роль, что, по его собственному признанию в  The Hollywood Reporter, сам чуть было не сошел с ума.

Чтобы образ получился достоверным, Феникс за короткое время похудел на 23,5 килограмма. Его рацион состоял из 300 калорий в день. «Оказывается, это сильно влияет на психику», — сказал Феникс и добавил, что открывал для себя новые стороны героя до самого последнего дня съемок. Джокер был для него загадкой, ролью, к которой нужно было подобрать ключ, не оглядываясь ни на кого. Так, Феникс несколько месяцев тренировался «правильно» смеяться. «Я не думал, что у меня получится, — говорил Феникс. — Сначала я практиковался один, потом пригласил Тодда прийти и послушать мой смех. Мне нужно было сделать это перед кем-то, и это было по-настоящему неудобно». Потому что для Джокера смех — это «что-то почти болезненное», скрытые грани личности, которые открываются, именно когда он смеется: «смех скорби», «смех того парня» или смех «подлинной радости» — в финале, когда выясняется, что Джокер точно не единственный злодей в Готэме.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Никакого зеленого в одежде, чтобы не затмить цвет денег»: как снимали фильм «Стриптизерши» Кино «Никакого зеленого в одежде, чтобы не затмить цвет денег»: как снимали фильм «Стриптизерши»

Музыку написала композитор «Чернобыля»

Саундтрек к фильму написала исландская виолончелистка и композитор Хильдур Гуднасдоттир. По словам Тодда Филлипса, он услышал музыку, которую Хильдур создала для фильма «Убийца-2. Против всех» и тут же отправил ей электронное письмо. «Я написал: хэй, я тут собираюсь снять фильм, — рассказал Филлипс Simplenews.  — И хочу сделать одну причудливую вещь: отправить вам сценарий, чтобы вы начали писать по нему музыку». Обычно композиторы сначала видят сцену, а потом придумывают саундтрек, но Гуднасдоттир и Филлипс все сделали наоборот — и именно музыка помогла им понять развитие некоторых сцен: например, той, где Джокер танцует на лестнице (все, дальше не спойлерим).

«Мы все время слушали саундтрек на съемочной площадке, — рассказал Филлипс. — Например, когда Хоакин поднимался по лестнице, внизу лестницы был включен огромный динамик. Музыка была у меня в наушниках, в наушниках оператора. Мы просто позволили этой музыке жить с нами».

Кстати, именно Хильдур написала 13 оригинальных треков к мини-сериалу Крейга Мазина «Чернобыль». Помните, как было тревожно? В «Джокере» получилось не хуже.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Не только «Джокер»: главные фильмы Венецианского фестиваля, которые мы будем смотреть осенью Кино Не только «Джокер»: главные фильмы Венецианского фестиваля, которые мы будем смотреть осенью

Вселенная DC стала шире (а расстановка сил изменилась)

Ни в одном фильме о Готэме и его героях у Джокера не было имени и прошлого. Тодд Филлипс это исправил. По словам режиссера, во время съемок у него были развязаны руки. «Мне было важно рассказать собственную историю, которой не было ни в комиксах, ни в кино», — рассказал Филлипс «Канобу». Режиссер отметил, что вдохновлялся знаменитыми фильмами 1970-х: «Таксист», «Злые улицы», «Король Комедии», а «наибольшее влияние на картину оказал фильм 1928 года „Человек, который смеется“».

Тодд Филлипс увидел сходство между мальчиком Гуимпленом, обезображенным по приказу короля в 19 веке, и Артуром Флеком, над которым надругалось выдуманное (на самом деле — не очень-то) общество. Он показал нам раненую душу, которая — как бы пафосно это ни звучало — не желает войны и не начинает ее. «В этом и состоит ключевое отличие моего Джокера [от предыдущих героев комиксов], — говорит Филлипс. — Он не хочет видеть мир в огне. Просто поиск себя завел его на путь хаоса, а окружающие его в этом поддержали».