Впрочем, зрителю, оставшемуся в России, важны будут не иерархические дрязги, а фильмы, которые нашумели и которые можно будет посмотреть и у нас. Сразу три громкие премьеры Венеции выйдут в онлайн-кинотеатре Netflix, еще две — в прокате, и все эти релизы в России — одновременно с миром, а не позже прогрессивных стран, как обычно. Будущее киносмотрения уже здесь — кинокритик Егор Беликов рассказывает, какие ленты мы будем смотреть этой осенью.
«К звездам»
С тех пор, как Куарон снял потрясающе реалистичный саспенс-аттракцион «Гравитация», еще никто столь виртуозно не применял изобретенный им инструментарий по изображению на экране невесомости, как режиссер Джеймс Грэй в фильме «К звездам». По сюжету, когда на Земле недалекого будущего начинаются электрические бури, то одного из самых успешных космонавтов (вечно молодой и прекрасный Брэд Питт) посылают на Марс с секретной миссией, которая, как он позже узнает, связана с его родным отцом, тоже космонавтом (бородатый Томми Ли Джонс).
Вопрос поиска внеземного разума оказывается в фильме аналогичен вопросу поиска хотя бы одного близкого человека в мире, где даже папа сбегает от сына к другим планетам
Всю эту красивую метафору растерянный Питт самоотверженно и почти в одиночку отыгрывает в бездушных пластиковых интерьерах реалистично выглядящих космических кораблей недалекого будущего и посреди звезд и планет, где на миллионы километров — ни одной родной души. Бешено красивый и дьявольски грустный фильм о том, что у каждого человека — своя вселенная.
В кино с 23 сентября.
«Джокер»
«Мстители: Финал» уже можно потихоньку забывать — вот он, уже наверняка главный кинокомикс года, пусть и по незнанию можно не понять, что это супергероика. Во всяком случае, у главного героя, ранее известного как суперзлодея-трикстера из трилогии «Бэтмен» или сумрачного философа из «Темного рыцаря», вообще нет никаких сверхспособностей, даже наоборот, у него психиатрическая проблема — он начинает непроизвольно истерически смеяться в самых неподходящих ситуациях.
Несчастный бедняк с самых низов общества хочет стать комиком, работает клоуном и живет с мамой — это Артур Флек, новый поразительный образ одного из лучших актеров наших дней Хоакина Феникса, который отрастил для этой роли неопрятные патлы и пугающе похудел. Впервые франшизная супергероика говорит о состоянии современного (пусть действие и происходит в 80-е) общества, о маргинализации низших классов, о мире, который летит в тартарары — именно за такие инновации вроде бы насквозь коммерческий, а на самом деле совсем не глупый фильм получил «Золотого льва», главный приз старейшего кинофестиваля планеты.
Перед сеансом «Джокера» рекомендуется посмотреть или пересмотреть всем известный культовый фильм Мартина Скорсезе «Таксист», на который Филлипс почтительно ориентируется, а еще лучше — «Короля комедии» того же режиссера. Эта картина особенно похожа на «Джокера» по структуре: там тоже самонадеянный неудачник непрерывно представляет у себя в голове сцены из собственной несуществующей успешной жизни.
В кино с 3 октября.
«Прачечная»
Стивен Содерберг — режиссер затейливый, начавший с глубокомысленного фильма «Секс, ложь и видео» (и получивший за него «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля) и продолживший трилогией о «Друзьях Оушена», решил в этот раз снять фильм по мотивам «Панамского архива». Для тех, кто не следит за экономически-политическими новостями — это была большая утечка документов о скрываемых богачами теневых компаниях, о которой начали писать в 2016 году.
Как можно экранизировать архив финансовых бумаг почти на три терабайта?
Содерберг пригласил в этот фильм Мэрил Стрип, играющую с виду обычную рассерженную бабушку, Гэри Олдмана и Антонио Бандераса (здесь они и злодеи, и закадровые рассказчики), немало других звезд и с их помощью снял исчерпывающую, увлекательную и водевильную комедию, которая приоткрывает для обычного зрителя Netflix настоящее устройство нашего несправедливого мира.
С одной стороны, после «Прачечной» становится многое понятно о нравах богатых. С другой — некоторые в Венеции жаловались, что не до конца поняли из фильма схему отмывания денег через офшоры. Поэтому лучше следить внимательно за тем, что рассказывают герои Олдмана и Бандераса — они не только шутки шутят, но и завуалированно говорят о мировом экономическом кризисе, который на самом деле вовсе не закончился в 2008, а, как холодная война, продолжается и по сей день.
С 18 октября на Netflix.
«Король»
Самой громкой внеконкурсной премьерой Венецианского фестиваля оказался еще один фильм Netflix, шекспировская драма (по мотивам пьес «Генрих IV, часть I и II», а также «Генрих V»), в которой поклонников интересовало только одно — роль народного любимца, 23-летнего артиста аристократической внешности Тимоти Шаламе (ну, может, еще некоторые ждали Роберта Паттинсона, который там тоже снялся). Ажиотаж был настолько большой, что на показе для публики не всем хватило кресел в зале, и удачливые обладатели сидячих мест, ошеломленно оглядываясь, наблюдали, как самоотверженные зрители стоят по задней стенке зала все два часа и не шелохнутся, чтобы не пропустить ни секунды пребывания Шаламе на экране.
Тем временем — не то чтобы там было на что смотреть. В интерпретации Дэвида Мишо переложенная Шекспиром историческая хроника о юном наследнике престола, который не хочет быть похожим на своего отца (его играет Бен Мендельсон), превращается в натянутую комедию, где даже батальные сцены почти без причины вырождаются в нелепую драку героя Шаламе с его братом.
Довершает впечатление британский актер Паттинсон, который по необъяснимым причинам говорит на английском с пародийно-карикатурным французским акцентом, причем центральная идея его речи в том, что у героя Шаламе очень большие яйца и маленький член
Шаламе стоически это выслушивает.
В общем, «Король» — неожиданно провальная попытка Netflix опереться на молодых звездных актеров, которые, как думали продюсеры, сами разыграют и переосмыслят Шекспира, но вместо этого они лишь вежливо недоумевают в кадре.
С 1 ноября на Netflix.
«Брачная история»
На самое начало декабря Netflix заготовил однозначный хит, который явно претендует на оскаровские номинации. Универсально понятная киноистория неудачного брака, в которой для того, чтобы подчеркнуть разницу между бывшими супругами в процессе развода, режиссер Баумбах соотносит героев с двумя разными городами.
В солнечный и просторный Лос-Анджелес переезжает жена-актриса (Скарлетт Йоханссон) с ребенком, а муж, самовлюбленный театральный режиссер (Адам Драйвер), пытается остаться в любимом им грандиозном муравейнике, красивом и злом Нью-Йорке. Но он очень любит сына и поэтому вынужденно перебирается вслед за женой на Западное побережье.
При просмотре этой разговорной трагикомедии (Баумбах прославился как мастер новообразованного жанра мамблкор, где ключевым элементом являются бесконечные диалоги и монологи персонажей) невозможно оторваться от наблюдения за чужим горем, крушением надежд на счастливую совместную жизнь и исчезновением иллюзий — такое вот вуайеристское грешное удовольствие.
Оба — и Йоханссон, и Драйвер — играют здесь свои, возможно, лучшие роли, а изумительную Лору Дерн в образе адвоката героини Скарлетт наверняка номинируют на «Оскар» за одну из самых запоминающихся ролей второго плана за последние много лет
С 6 декабря на Netflix.