Бунтарка, изгой и просто какая-то странная
Бёртон родился в Калифорнии, но позже его семья перебралась в Лондон. Родители будущего режиссера были людьми не без странностей: говорят, они заделали два больших окна в комнате маленького Тима, оставив лишь одно — под потолком. Позже Бёртон признавался в интервью, что не только не находил с родителями общего языка, но и боялся их. Что, впрочем, не мешало ему выстраивать жизнь по-своему: отец мечтал сделать из Тима профессионального игрока в поло, но сам мальчик любил пропадать в кинотеатре, где смотрел ужастики категории «Б», гулять по кладбищу или рисовать в одиночестве.
Лидию Дитц, главную героиню своего раннего фильма, черной комедии «Битлджус» (1988 год), режиссер наделил собственными чертами. Девочка (которую играет 17-летняя Вайнона Райдер) переезжает вместе с родителями из Нью-Йорка в Коннектикут, где оказывается практически в изоляции — но это ее совершенно не тяготит.
Сам Тим в подростковом возрасте тоже не особенно охотно общался со сверстниками, а вот монстров, как говорил позже в интервью, «совершенно не боялся, скорее — сочувствовал им»
Лидия оказывается первой, кто не пугается пары привидений (Алек Болдуин и Джина Дэвис) из своего нового дома, потому что «сама по себе странная и необычная».
Еще одна героиня, которая иллюстрирует теорию Бёртона о том, что бунтарями люди становятся не по своей воле, — Алиса (Мия Васиковска) из «Алисы в Стране чудес». Она бы, может, и не хотела уменьшаться, увеличиваться, драться с Бармаглотом и Красной Королевой — надо было только оставить ее в покое. Ну, хотя бы отстать от нее с патриархальным бредом про «в 19 надо замуж».
Смелая девушка с добрым сердцем
Впервые этот образ появляется в фантастической мелодраме «Эдвард Руки-ножницы» — фильме 1990 года, который Бёртон не только срежиссировал, но и сам написал к нему сценарий. Здесь роль изгоя исполняет Джонни Депп — он играет странного парня по имени Эдвард, которого создал ученый, но не успел доделать ему руки. Вместо них — ножницы, которые поначалу приводят в ужас жителей маленького городка (его прообразом стал Бербанк, город, где родился режиссер), и в их числе — юную Ким (которую снова играет Вайнона Райдер).
В процессе повествования выясняется, что даже те, кто на нас не похож, необязательно злы, скорее всего — талантливы (Эд мастерски стрижет людей и занимается ландшафтным дизайном) и достойны любви не меньше, чем конвенциональные красавицы и красавцы. Ким удается разглядеть в Эдварде то самое чудесное несоответствие социальным нормам, которого не видят другие, и влюбиться на всю жизнь, забыть о ножницах, защищать его от своего бывшего и в одиночку противостоять толпе разъяренных местных жителей (странные люди рано или поздно становятся им в тягость).
Роль женщины, готовой пожертвовать всем ради того, в ком однажды увидела прекрасное, в 2003 году воплотили на экране Элисон Ломан и Джессика Лэнг — обе они сыграли Сандру (в юные и зрелые годы) в противоречивом и очень личном для Бёртона фильме «Крупная рыба». По сюжету, героиня остается с возлюбленным на всю жизнь: ждет его из армии, пережидает карьерные метания — от странствующего торговца до грабителя.
Роковая женщина, немножко ведьма
На вечеринке в честь нового 1992 года Бёртон познакомился с танцовщицей и моделью Лизой Мэри. Через год они объявили о помолвке, а он публично назвал ее своей музой — журналисты до сих пор называют период творчества Тима Бертона с 1992 по 2001 «временем Мэри».
Именно она в 1994 году сыграла Вампиру — культового персонажа готической субкультуры — в фильме «Эд Вуд» и марсианина, переодевшегося в роскошную блондинку (и чуть было не убившую президента и его жену), в «Марс атакует!».
С нее был срисован образ Салли из «Кошмара перед Рождеством», а в «Сонной лощине» она сыграла настоящую ведьму — мать главного героя, которую за оригинальные способности собственный муж запытал до смерти.
Невинная девушка, чаще всего — блондинка
«Девушка-которая-ни-в-чем-не-виновата» — один из любимых типажей Тима Бёртона. Катрина ван Тассел в готической «Сонной лощине» сначала — просто красивая дочка банкира, которая влюбляется в нью-йоркского констебля (Джонни Деппа, постоянного товарища по играм Бёртона), и только потом оказывается втянута в расследование убийств, к которым приложила руку ее собственная мачеха.
Белая Королева из «Алисы в Стране чудес» тоже не хочет ни с кем бороться — она, в сущности, не виновата (ну, почти), что ее сестра в детстве ударилась головой и теперь хочет войны.
Художница Маргарет Кин, которая рисует неповторимых большеглазых детей в фильме «Большие глаза», тоже не собиралась драться со своим мужем за авторские права: после развода он хотел присвоить ее картины.
Катрину сыграла Кристина Риччи, Белую Королеву — Энн Хэтэуэй, Кин — Эми Адамс. Все их героини — светловолосые, актрисам на съемках пришлось носить белокурые парики. Видимо, чтобы подчеркнуть невинность образа.
Самая главная
Типаж волевой женщины, которая разворачивает жизнь других людей в сторону, нужную ей — не всегда правильную, как делает Красная Королева в «Алисе», но это второстепенно как для героини, так и для режиссера — появился в более позднем творчестве Бёртона. Королеву, которая чуть что, кричит «Голову с плеч!», сыграла его тогдашняя супруга Хелена Бонэм Картер.
Она же воплотила на экране образ женщины, которая не боится помогать Суинни Тодду (снова Джонни Депп), демону-парикмахеру с Флит-стрит — предлагает ему печь пирожки с человечиной. Что бы он без нее делал, в общем-то.
Ева Грин, которую называют «последней музой Тима Бёртона», также чаще всего играет в его фильмах женщин, умеющих постоять и за себя, и за других.
Так, в фильме «Дом странных детей мисс Перегрин» актриса сыграла заведующую школой для детей со сверхспособностями. Она не только директорствует, но и управляет Петлей времени, а еще — может менять облик и превращаться в птицу, если только захочет. Здесь Бёртон переплетает типажи: мисс Перегрин не хотела бы каждый день поворачивать время вспять и следить за тем, чтобы ее подопечные не пострадали — изначально она хотела просто жить, но родилась странной. А общество к странным не готово — женщины в кино Тима Бёртона постоянно (и с грустью) об этом говорят.