Очень женское кино: 20 лет любви к «Жестоким играм» | Salt

Очень женское кино: 20 лет любви к «Жестоким играм»

Кино
Соня Шпильберг
Соня Шпильберг
12 июля 2019, 13:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Очень женское кино: 20 лет любви к «Жестоким играм»
Фильм «Жестокие игры» вышел в 1999 году, но его любят и смотрят до сих пор. Потому что это сексуально. Все хотят быть молодыми, богатыми и притягательными, а в «Жестоких играх» сексуально решительно все — от поцелуя в парке до колье Сары Мишель Геллар, ставшее причиной скандала с брендом Vetemеnts, и «Ягуара», в котором разъезжает Райан Филипп в образе Себастиана.
Кроме того, «Жестокие игры» — это очень женский фильм, где героини — по-настоящему сильные персонажи и выглядят особенно актуально на фоне гендерной повестки. И сейчас все, что есть в этом фильме, за исключением мобильных телефонов, выглядит суперкрутым и актуальным. Чем нам так полюбились «Жестокие игры»?

Кадр из фильма «Жестокие игры». Courtesy photo

Дерзость режиссера с нулевым опытом

Февраль 1998 года. Драматург Роджер Камбл заканчивает сценарий «Жестоких игр» по мотивам романа Шодерло де Лакло 1782 года. Десятью годами ранее Стивеном Фрирзом уже снят блестящий фильм «Опасные связи» по тому же роману. Как можно переплюнуть перверсивность Малковича и безупречную Гленн Клоуз, которые сыграли там главные роли? И Камблу удается — он переносит события в наше время, снабжая фильм острой символикой современности, отчего тот становится очень чувственным и близким зрителю. Сценарий нравится решительно всем, и Камбл ставит одно условие: он будет режиссером, точка.

«Когда я встретился с Роджером, чтобы обсудить фильм, то спросил его: „Какие фильмы вы сняли? Мне нужно знать, иначе как я пойму, в каком ключе с вами работать?“ Камбл прямо сказал: „Я не снял ничего! Даже домашнего видео“. Это был уникальный случай, он был очень честным и убедительным — и я согласился, — рассказывает главный оператор фильма Тео ван де Санде. — Он хорошо знал, чего он хочет, в этом успех фильма. Несмотря на то, что нам выделили крайне маленький бюджет на реализацию». Фильм принес Камблу невероятный успех, и с 2004 года он стал записным автором популярных сериалов и знатоком женских характеров. Сейчас на его счету 24-й сериал — «Милые обманщицы».

Нерв Риз Уизерспун и Райана Филлиппа

Во время съемок Риз и Филлипп были парой — их отношения набирали обороты, и вскоре после премьеры они поженились. Дело в том, что режиссер сперва рассматривал актера Джонатана Риса-Майерса на роль Себастиана, и если бы он остановился на Майерсе, то не было бы и Уизерспун. Пара развелась в 2007, когда у них уже было двое детей. Им, по признаниям, было тяжело снимать сцену разрыва героев в фильме — настолько, что Райан физически заболел, как только сцена была готова.

По сценарию, героиня Уизерспун Аннетт выходила ужасно бесцветной милахой — ну просто такой хорошенькой и правильной девой, что Камбл серьезно опасался, как бы роль не стала белым пятном в сюжете. Но одна сцена, где Уизерспун корчит рожи, пока они с Филлиппом едут в винтажном «Ягуаре» 1956 года, сделала ее настолько живой и «несовершенной», что съемочная группа выдохнула с облегчением.

Кадр из фильма «Жестокие игры». Courtesy photo

Про что фильм: брат и сестра Себастиан Вальмонт (Райан Филлипп) и Кэтрин Мертей (Сара Мишель Геллар) обожают интриги в самом опасном смысле слова. Они заключают пари, где Себастиан берется соблазнить невинную девушку Аннетт, которая собралась беречь свою невинность до брака. Однако события выходят из-под контроля «злодеев», и история приобретает неожиданный поворот.


Поцелуй Сельмы Блэр и Сары Мишель Геллар

«Мы снимали в глубине Центрального парка, во вторник утром, в 9 часов. Несмотря на ранний час, мы были окружены папарацци, потому что Сара Мишель была звездой благодаря сериалу „Баффи“. Она очень просила нас: только не делайте из меня Баффи, я хочу в этом фильме выглядеть по-другому», — рассказывает оператор фильма Тео ван де Санде. Что мы видим? Саша Мишель в образе Одри Хепбёрн и в очках от Calvin Klein мучительно чувственно и опасно долго целует Сельму Блэр, одетую, как шестилетняя девчонка. Этот контраст в одежде задумала художник по костюмам Дениз Уингейт, чтобы придать ситуации немного абсурда — этот фильм во всем должен был быть игрой.

Кадр из фильма «Жестокие игры». Courtesy photo
Нил Х. Мориц, продюсер фильма

«В то время выиграть премию MTV Movie Awards за поцелуй было равносильно получению „Оскара“. Это было время подростковой культуры — и мы попали в самую точку»

Пока ассистенты отбивались от папарацци, операторы горячо спорили. «„Нужно переснять, — говорит мне второй оператор. — Ты видел эту ниточку слюны в финале?“ А я говорю: „Да это же самое красивое!“ И мы оставили эту изюминку, без которой сцена не вошла бы в историю кино», — рассказывает де Санде. Сельма Блэр вспоминает: «Вечером в день съемок сцены мы увидели заголовки, в которых говорилось что-то вроде: „Сара проводит день в Центральном парке с подругой“.

У фотографов были телескопические линзы, и наши фото провозглашали открытые лесбийские отношения, которые входили в моду». Геллар и Блэр до сих пор остаются близкими подругами. Когда в 2018 году у Сельмы диагностировали рассеянный склероз, она выложила в Instagram селфи с Геллар, которая ее горячо поддержала и всегда была, по словам Блэр, «ее любимой и самой близкой девочкой».

«Дьявол» носит Prada, а Сельма — футболку с коалой

Надо сказать, что художник по костюмам Дениз Уингейл весь фильм добавляла перчинку безумия в наряды Сельмы, а порой — и скрытый смысл. Это уводило фильм от тяжести барочной фрески к игре смыслов и образов. Так, футболка с коалой, в которой Сельма сидит среди пафосных интерьеров, стала одним из любимых мемов из «Жестоких игр».

Кадр из фильма «Жестокие игры». Courtesy photo

Филлипп в то время был моделью Prada и получил часть гардероба для съемок бесплатно, что сильно сэкономило бюджет продюсеру Нилу Х. Морицу. «Я помню, как мне пришлось перекрыть автостраду 110, чтобы забрать сотовый телефон, который Себастиан выбрасывает из машины в одной из сцен. Тогда такой телефон стоил кучу денег, а нам их очень не хватало», — вспоминает Мориц.

В сцене, когда Сесиль, героиня Блэр, крадется к дому Себастиана, Уингейл одела ее в красное худи с капюшоном. «Сесиль влюблена в своего учителя музыки, и я решила изобразить ее Красной Шапочкой, которая сама идет в лапы страшного Серого Волка», — рассказывает Дениз.

Уингейл удалось поженить острую современность преддверия 2000-х с отсылками к 18 веку: к костюму Dolce & Gabbana Сары Мишель Геллар в первой сцене она добавила бюстье в стиле рококо, а длинное черное пальто Райана Филлиппа было сделано по лекалам сюртука 18 века.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Вестерн, свадьбы, легион: лучшие сериалы лета, часть II Кино Вестерн, свадьбы, легион: лучшие сериалы лета, часть II

Четки с порошком

Кадр из фильма «Жестокие игры». Courtesy photo

Эта вещица — вообще неотъемлемая часть наркотического шика 90-х. Как это ни ужасно звучит, но вещества были в моде, и употребление кокаина давало героине дополнительные 500 очков к карме сексуальной злодейки. Декоратор Линда Рейсс собрала ожерелье с отсылкой к алхимическим аксессуарам эпохи Возрождения и раннего классицизма. Она исследовала камни и флаконы с ядом, которые держали в косметичках придворные дамы на случай переворота. «Трудность была в том, что в это украшение должно было поместиться приличное количество кокаина, но при этом оно не должно было выглядеть громоздким в руках Геллар», — признается Рейсс. Вместо кокаина на съемочной площадке использовали порошковую лактозу. Это обычное дело в Голливуде, но на случай, если у актера непереносимость лактозы, порошок заменяют измельченной арникой.

Bitter Sweet Symphony от The Verve

Эта песня стала самой острой головной болью режиссера Камбла. Когда фильм был смонтирован, к завершающей сцене похорон подобрали композицию Bitter Sweet Symphony (горьковато-сладкая симфония — в пер.  с англ. — Прим. Salt Mag) — и стало мучительно очевидно, что без этой песни не будет хорошего финала. Начались переговоры с The Verve, но тогда между ними и The Rolling Stones шел судебный процесс о нарушении авторских прав. Дело в том, что The Verve использовали в песне сэмпл из композиции The Last Time в исполнении The Rolling Stones. Понятное дело, с Джаггером и Ричардсом дерзкая брит-поп молодежь ничего не согласовала, что дало им повод подать на The Verve в суд.

Группа была на пике популярности, и когда Камбл обратился к ним за правами на использование трека, они запросили невероятную сумму. Камбл признается: «Мы могли использовать 200 крутых песен в финальной сцене, но ни одна из них даже близко не предлагала пережить ту же эйфорию, как Bitter Sweet Symphony. В конечном итоге мы убедили The Verve и The Rolling Stones не только огромными деньгами, но и своей страстью. Без этой песни не было бы финала». Мик Джаггер и Кит Ричардс до сих пор получают роялти за Bitter Sweet Symphony как соавторы. В саундтрек к фильму также вошли работы Placebo, Faithless, Blur, Fatboy Slim.

Роджер Камбл, режиссер фильма

«Жестокие игры» — культовый фильм. Потому что это проект, а не продукт. Мы боролись за то, чтобы фильм не стал продуктом»