Доподлинно неизвестно, почему египтяне хотели избавиться от этой особенности внешности — скорее всего, все упиралось в банальные классовые предрассудки. Считалось, что чистая фарфоровая кожа — признак благородства, а загар (а с ним и остальные последствия воздействия УФ-лучей) — удел низших сословий, тех, кто проводит много времени, работая под солнцем.
О предрассудках и веснушках в Древнем Риме известно благодаря трудам Плиния Старшего. В своей энциклопедии «Естественная история» Плиний писал , что веснушки у женщин считались признаком внутренней нечистоты, из-за чего им не позволяли принимать участие в магических обрядах. Во времена Плиния магия спокойно соседствовала с основной религией римлян — они практиковали привороты и проклятья, но не забывали при этом поклоняться детям Юпитера и Сатурна. Сам Плиний считал магию бессмыслицей, но не забывал документировать происходящее — из его наблюдений также известно, что духи отказывались разговаривать с обладательницами веснушек.
В темный период Средневековья, когда своего апогея достиг всеобщий интерес к демонологии (переросший в демономанию), веснушки заполучили статус меток дьявола. Они значительно облегчали жизнь инквизиторам и просто сознательным гражданам, пытающимся уличить женщин в колдовстве.
Не нужно было шпионить в попытках застать предполагаемую ведьму за магическим ритуалом — наличие веснушек говорило о связи с дьяволом красноречивее всех поступков.
В трактате «Молот ведьм» (настольной книге всех инквизиторов) говорится , что место на теле женщины, отмеченное дьяволом, остается нечувствительным, и любое увечье на нем не вызывает кровотечения. Палачи долго истязали своих жертв (например, кололи иголками), чтобы найти такое место, и особенное внимание уделяли веснушкам.
В Викторианскую эпоху веснушки лишились своего демонического значения и вернулись в статус, приписанный им в Древнем Египте — викторианские девушки верили, что чистая кожа является признаком аристократичности.
Пугают не предрассудки тех времен, а способы удаления веснушек и их маскировка: бьюти-индустрия времен королевы Виктории — сплошной хоррор! Веснушки отбеливали карболовой кислотой (фенолом), которая, попадая на кожу, вызывала ожоги, или скрывали под толстым слоем свинцовой пудры. Свинец портил кожу, а его пары губительно влияли на органы.
Отношение к веснушкам кардинально изменилось в 20 веке по целому ряду культурных и социальных причин. Вышедший в 1939 году роман «Унесенные ветром» разбил в пух и прах привычные представления об аристократах американского Юга, когда Скарлетт О’Хара вышла работать в поле, как рабыня, и покрылась веснушками, претворив в жизнь самые страшные кошмары Мамушки. В 60-е, когда мир моды и красоты резко сменил свои ориентиры и был открыт для нового, появилась Твигги с веснушками, украсившая обложки Vogue. Если красота Твигги была немного детской и неуклюжей, и ее веснушки обладали инфантильным посылом, то с наступлением популярности загорелых барышень и самого загара менялось и отношение к веснушкам — их посыл стал взрослее, но не потерял задора.
Бренды косметики быстро уловили всеобщую одержимость веснушками. Еще в 90-е Chanel выпустили первый карандаш для создания фейковых веснушек — Le Crayon Rousseu, а в 2003 году их инициативу подхватили Lancome, представив свой Freckle Crayon. Тренд на веснушки — совсем не новое явление в бьюти-индустрии. Да, раньше не было Instagram и хештега #fakefreckles (от англ. — поддельные веснушки), а блогеры не делились своими мейкап-приемами по созданию веснушек, но их популярность совсем не нова. Скорее, в наше время она просто получила новый виток с появлением других ролевых моделей.
Пример — Меган Маркл, чей нос усеян очаровательными веснушками. Меган настолько любит свою особенность, что, став приглашенным редактором Vogue, не позволила ретушерам замазывать веснушки на фотографиях для обложки.
Интерес общественности вращается не только вокруг личной жизни герцогини Сассекской, но и вокруг ее стиля и внешности. Ведомые «эффектом Меган Маркл», многие девушки покупают одежду, как у нее, и изучают старые интервью, чтобы узнать, какой косметикой пользуется Меган. Неудивительно, что и ее веснушки стали трендом.
Современная одержимость веснушками привела к тому, что теперь их можно не просто нарисовать, но и нанести навеки — как татуировки. Количество фотографий с фейковыми веснушками в социальных сетях растет, но мы решили поговорить с теми, кто живет с ними всю жизнь.
Елизавета , основательница студий маникюра Twins Nails
Все детство я старалась не обращать внимания на подколы, но шутки про «рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой», к сожалению, имели место. Шутили в основном мои ровесники, а взрослые, наоборот, говорили, что я — солнышко и буду счастливой. До 18 лет (сейчас мне 26) я немного стеснялась своих веснушек, но никогда не хотела от них избавиться. Может быть, знала, что когда-нибудь они войдут в моду и станут мейнстримом. Времена меняются, сознание меняется, и с возрастом я начала понимать, что эта черта мне идет, что это моя особенность. Тогда началась моя любовь к веснушкам.
Переломный момент был, когда заграницей ко мне подошли китайцы и попросили потрогать меня «на удачу» и сфотографироваться. Для них человек с рыжими волосами и веснушками — это нечто невообразимое, приносящее счастье. Сейчас я замечаю, что ловлю восторженные взгляды, а это не может не радовать и не придавать уверенности.
Анастасия , модель
В детстве у меня были большие комплексы из-за веснушек. Многие сверстники негативно относились к моей внешности, могли наговорить гадостей, а я все принимала очень близко к сердцу и хотела избавиться от веснушек. С возрастом стало понятно, что все свои особенности нужно воспринимать как плюсы, а не минусы. Я перестала стесняться веснушек, стала чувствовать себя уверенней, и это заметили. Многие фотографы предлагали мне сотрудничать благодаря моим веснушкам.
Сейчас, глядя на тренд на веснушки, мне становится смешно. Бывали случаи, когда люди подходили ко мне на улице и спрашивали — настоящие они или нет.
Анастасия , тату-мастер
Пока все считали мои веснушки милыми, я мечтала от них избавиться: пыталась отбелить лимонным соком и различными масками. В итоге их стало меньше, они посветлели, но счастье от содеянного длилось 2 года. Мои вкусы поменялись, и захотелось вернуть веснушки обратно. Сначала я делала мейкап, потом рисовала их хной, но в итоге поняла, что проще всего будет сделать татуировку с моими прежними веснушками.
Ольга , бухгалтер
До 17 лет я была очень застенчивой и неразговорчивой. Из-за веснушек и цвета волос меня дразнили, называли «ржавой», но я старалась не давать себя в обиду и раздавала в ответ оплеухи. Несмотря на это, я никогда не пробовала свести или скрыть веснушки — их очень много. Иногда мне советовали маскировать их косметикой, но я всегда отшучивалась, что мне придется потратить на это тонны пудры и столько же времени — все замаскировать просто невозможно. Меня веселит, когда спрашивают: настоящие веснушки или нет? Я все время думаю, как долго мне пришлось бы их рисовать.
Конечно, веснушки вызывали не только негативные реакции. Часто я получала комплименты, да и сейчас, когда прихожу на собеседования, мне говорят, что я хорошенькая. Благодаря веснушкам я полюбила внимание и не думаю, что это плохо. Мы все разные, у всех свои особенности — моя, например, дает мне возможность выкрутиться из неловких ситуаций. Когда что-то идет не по плану, я просто говорю, что я рыжая, и мне все можно.
Мария , модель и фотограф
В детстве я практически не обращала внимания на веснушки, потому что их было значительно меньше, чем сейчас. Зато в подростковом возрасте пыталась их отбелить с помощью огурцов и лимонов. Но никакого эффекта от этого не было, поэтому все мои попытки продлились недолго. Сейчас я не представляю себя без веснушек. Если их убрать — это уже буду не я.
На мой взгляд, современный тренд на веснушки — это временно. Создать их с помощью хны или косметики — все равно, что нарисовать родинку или покрасить волосы. А вот татуировки-веснушки — это навсегда. Когда тенденция перестанет быть актуальной, что с ними делать?
Елена , программист
В средней школе было довольно трудно: период формирования и самокритики совпадал с косыми взглядами, перешетываниями и тыканьем пальцев посторонних людей. Было время, когда я просила у мамы отбеливающие кремы, которые мне не помогли, чему сейчас я очень рада. Всегда были люди, которые очень любили мои веснушки и говорили, что здорово — быть поцелованным солнцем. Теперь я отношусь к веснушкам нейтрально — все негативные переживания из прошлого сбалансировались мнениями фотографов из настоящего.
Сейчас время фейковых веснушек, ресниц, ногтей, губ и волос, но это личное дело каждого. Если человеку комфортно в своей внешности, то какая разница, каким образом это достигнуто и что думают другие.
Анжелика , воспитывает 4 дочерей
Мое детство с веснушками — тяжелое время. Благодаря им я априори была не такой, как все. Что бы я ни надела, как бы себя ни вела, меня всегда преследовал тот факт, что я отличаюсь от девочек «с чистым лицом». Не могу сказать, что я была изгоем или нелюбима другими детьми, но в мою сторону часто звучал отрывок песни про «рыжего и конопатого». Помню один печальный случай, когда мальчик, в которого я была тайно влюблена, ткнул в меня пальцем и сказал своему другу: «Посмотри на эту страшную рыжую». Это был прямой выстрел в самое сердце — я пролила немало слез, и психологическая травма была мне обеспечена.
Мне хотелось, чтобы в моду вошла паранджа
Счастьем для меня стало открытие тонального крема — замечательное изобретение, которым я активно пользовалось. Куда бы я ни прислонилась, всем было ясно — тут была Анжела. Следы тонального крема повсюду стали неотъемлемой частью моей жизни. Через пару лет замаскированной жизни пришло понимание, что скрывать веснушки — не дело, и я решила их выводить. Но эксперименты не принесли никакого результата.
В итоге на моей улице случился праздник — я вдруг чаще и чаще стала получать комплименты по поводу моих веснушек. В ответ краснела, стеснялась и даже не могла нормально поблагодарить собеседника за такое внимание. Я не могла принять тот факт, что мои веснушки могут быть привлекательными, что они могут быть частью моей женской красоты.
Сейчас, повзрослев и поборов все свои страхи и комплексы, я понимаю, насколько общественное мнение может повлиять на жизнь человека. Ведь мне было действительно нелегко и временами даже больно, но теперь я осознала, насколько важно говорить человеку о том, что его особенность делает его уникальным. В этом его сила, его отличие — и этим нужно дорожить.