Разноцветный и агендерный панк
За свою пятидесятилетнюю историю панк стал, пожалуй, самой цитируемой субкультурой. В этом есть своя логика — многие современные дизайнеры, на чьих показах зарождаются актуальные тренды, прошли через панк-школу или вдохновлялись этой культурой. Речь не только о Вивьен Вествуд — очевидно, что создательница панка как стиля сделала много для того, чтобы субкультура перестала быть лишь достоянием андеграунда. Стеснительный любимчик фэшн-сообщества Раф Симонс заигрывал с панком еще в начале своей карьеры. В его коллекции Black Palms было множество отсылок — растрепанные модели ходили по подиуму в кофтах-сетках, в майках с символикой анархии и логотипом первого (и последнего) альбома Sex Pistols — Never Mind The Bollocks.
Подобные очевидные символы — лишь малая часть влияния панка, чей образ формировался десятилетиями. Свой вклад культура внесла и в современное восприятие андрогинности. В 70-е годы с одной стороны весов был Дэвид Боуи в образе инопланетного бесполого создания, а с другой стороны — родоначальницы панка: Патти Смит, Джоан Джетт, Гэй Эдверт (бас-гитаристка The Adverts, фотографии которой висели в комнатах британских панков первой волны) носили стрижки маллет, агендерную одежду и мало красились.
С другой стороны, панк-рок не всегда стремился к подобному стилю: его тянуло к ярким краскам, бунтарским прическам и макияжу. Участницы лондонской формации Bromley Contingent (среди них будущая готик-рокерша Сьюзи Сью) рисовали на лице сложные геометрические фигуры, широкие кошачьи стрелки и неряшливые черные смоки. Зарождение подобного стиля пришлось на то же время, что и расцвет популярности панка в 70-е годы. Тогда в Великобритании гремели Sex Pistols, распевая песни про «королеву и ее фашистский режим». Участники Bromley Contingent сопровождали Sex Pistols всюду. Они же появились вместе с музыкантами на шоу Билла Гранди, когда фронтмен Джонни Роттен и гитарист Стив Джонс впервые в истории ругались матом в прямом эфире чопорного британского телевидения. Тогда весь мир смог увидеть панк-явление вживую, а вместе с ним и макияж Сьюзи Сью.
В то же время панк набирал обороты и по другую сторону Ла-Манша. В Германии крестная мама немецкого панка Нина Хаген возвела в культ яркие цвета — она красила волосы в экстремальные оттенки, губы — синей помадой, а на щеках и скулах рисовала зеленые полосы.
Сейчас Алессандро Микеле приглашает на роль амбассадора Gucci Beauty панк-рокершу Дэнни Миллер, чьи стрелки оценила бы сама Хаген.
Про стрижку маллет пишут исследовательские статьи, пока Патти Смит становится амбассадором Yves Saint Laurent. В косметических магазинах представлены сотни палеток и подводок самых неожиданных оттенков, в Instagram учат рисовать геометрические узоры на лице, а на подиумах из сезона в сезон появляются новые отсылки к панку. Осенью 2019 у Тома Форда модели носили растрепанные ирокезы. Джереми Скотт решился на неоновые парики с огромными начесами. На шоу Хельмута Ланга, не скрывающего своего вдохновения панк-эстетикой, моделям рисовали яркие стрелки.
Слезы и черная помада
За звание ведущего субкультурного бьюти-тренда с панком соперничает самая спорная в России субкультура — эмо. Отсутствие информации об эмо-культуре превратило ее в объект для ненависти, а ныне — в повод для ностальгии по ушедшему 2007 году. На деле — эмо-сцена росла и крепла под крылом панка, но отличалась от него большей эмоциональностью и фокусировкой на внутреннем мире человека. Эту эмоциональность вместе с остальными атрибутами эмо-стиля поняла и приспособила под себя бьюти-индустрия.
Самый яркий пример — мейкап-слезы. В 2015 году Леди Гага плакала блестящими слезами в 5 сезоне «Американской истории ужасов», в 2016-м блестки-слезы Кристи Тарлингтон попали на обложку французского Vogue, в 2019 году случился сериал «Эйфория» с его самым растиражированным мейком, но всех обошли Gucci. На зимнем показе 2019 года Алессандро Микеле решил выпустить на подиум моделей с утрированными слезами из материала, напоминающего полимерный пластик.
К слову, мало кто пытался повторить подобный макияж, кроме Gucci, зато слезы из глиттера стали важнейшей тенденцией.
Вдохновение субкультурами дает возможность сделать некоторые мейкап-приемы общедоступными. Несколько лет назад даже самые, казалось бы, классические бренды отошли от привычных красных помад, выпустив средства для губ черного цвета. Все сразу вспомнили о готике, фильмах о колдовстве и любви к Вилле Валло из группы HIM, но готы и раньше были близки к индустрии красоты — у руля одной из ведущих бьюти-марок стоит очень готичная Кэт Фон Ди.
Неоновый рейв
Вместе с популярностью 90-х в массовое сознание снова ворвался рейв, и законодатели мод вновь вдохновлялись ушедшей эпохой и субкультурой. Показ Crystalline Rave Джереми Скотта в 2017 году больше напоминал вечеринку под эйсид-хаус — всюду были яркие цвета, много блеска и стразы, украсившие лица моделей.
В 2017 году бывший креативный директор Burberry Кристофер Бейли создал коллекцию-ностальгию по своему пятнадцатилетию в рейв-клубах Галифакса, а модели выглядели так, будто перед показом веселились всю ночь напролет.
Память о рейве принесла в макияж неон, блестки и кислотные помады — теперь каждый день можно выглядеть так, будто собрались на трехдневный фестиваль в здании заброшенной фабрики.
Мейкап — новая субкультура
Самое интересное, что теперь макияжа достаточно для того, чтобы образовать отдельную субкультуру. Времена, когда за каждым новым молодежным движением стояла музыка и идеология, ушли, и сбылись самые страшные опасения старожилов — все крутится вокруг внешнего вида. Но даже внешний вид — в данном случае мейкап — теперь лишен определенного визуального кода. Правило «черная помада для готов, цветные стрелки для панков» больше не работает — макияж доступен всем.
Представители современных субкультур уходят с улиц. Основное место их обитания — интернет. В TikTok базируются е-девочки и е-мальчики с интенсивным румянцем по всему лицу, на YouTube снимают туториалы косплееры и дрэг-дивы, в Instagram плодятся клоны семейства Кардашьян-Дженнер. Бьюти-индустрия сама по себе превратилась в огромную субкультуру с множеством разных течений, которых объединяет одно: любовь к косметике.