История конкурсов
Детские конкурсы красоты появились задолго до того, как их стали показывать по телевидению. Сама идея проведения таких мероприятий принадлежит шоумену Финеасу Барнуму.
Барнум прославился как человек, заложивший основы современной рекламы и маркетинга, и как владелец «человеческого зоопарка» — он за деньги выставлял на обозрение сиамских близнецов, карликов и других обладателей различных мутаций.
Первый конкурс среди детей был устроен в 1855 году в Американском музее Барнума. На мероприятии собралось более 60 тысяч зрителей и 143 участника — они были отобраны Барнумом, который исключал «бедных детей и иностранцев». Популярность шоу постепенно росла, и Барнум еще долго кочевал с ним из штата в штат.
В начале 20 века опыт шоумена подхватили организаторы городских ярмарок — в любом захудалом городке США можно было прийти на ярмарку и предоставить ребенку возможность принять участие в конкурсе красоты. В то время подобное мероприятие было частью мирового движения за благополучие детей — так реформаторы собирались бороться с младенческой смертью, болезнями, а заодно — модернизировать сельский образ жизни. В соревнованиях участвовали дети от 6 месяцев до 5 лет. Определить «лучшего ребенка» можно было, оценив следующие признаки: вес, рост, симметрия, качество кожи и еще несколько физических характеристик. Все они были указаны в специально разработанной карточке для оценок.
Детские конкурсы стали целиком копировать аналогичные мероприятия для взрослых в 60-х годах, особенно среди девочек. С тех пор они должны были демонстрировать свои лучшие вечерние платья (наряды для вечеринок) и таланты — пение, танцы или метание ножей (что угодно, лишь бы очаровать судей). Маленьким победительницам вручались мини-диадемы, цветы и плюшевые игрушки, в некоторых случаях — денежный приз. Все они награждались титулом, который гордо несли сквозь жизнь — «маленькая мисс Луизиана», «мисс совершенство» или «младшая королева».
Сексуализация детей и литры автозагара
Современные детские конкурсы красоты постоянно подвергаются критике — многих беспокоит, как они влияют на физическое и ментальное здоровье детей. Противники конкурсов акцентируют внимание на том, что маленькие участницы подвергаются ранней сексуализации — на шоу они выглядят, как их взрослые коллеги-конкурсантки: ярко красятся, делают маникюр и сложные прически, наносят автозагар, надевают каблуки и выходят на сцену в откровенных нарядах.
Ради победы в конкурсе дети постоянно тренируются и сидят на строгих диетах, многие из них страдают от расстройства пищевого поведения. На первом месте для них оказываются внешние качества — стройность и привлекательность, которые становятся их главным оружием на пути к успеху. При таком режиме — с постоянными тренировками и модификациями — на задний план отходит и учеба, и любые социальные контакты.
Девочкам некогда общаться со сверстниками и учить математику — они совершенствуют тело.
Роль родителей
Участницы конкурсов красоты не рождаются со стойким желанием заполучить титул «мисс Техас» и не записываются на конкурсы самостоятельно. Инициаторами выступают матери девочек, а те, в силу возраста и давления родительского авторитета, не могут сказать «нет». Для многих матерей победа ребенка в конкурсе становится делом всей жизни, и они готовы вкладывать в это мероприятие силы, время и немалые деньги. Но если кто-то отшивает лучшие костюмы и заботливо складывает в ланч-бокс ребенка диетический обед, другие относятся к делу с излишним фанатизмом. В 2011 году стало известно, что американка Керри Кэмпбелл делала инъекции ботокса своей восьмилетней дочери Бритни, чтобы та «выглядела лучше» своих соперниц и смогла занять первое место. По словам Кэмпбелл, она не единственная мама будущей «мисс совершенство», которая решилась на подобные уколы своему ребенку.
Излюбленным средством матерей всех конкурсанток вот уже много лет остается автозагар — для создания образа загорелой и белозубой девочки «американской мечты». В некоторых случаях, если спрей-автозагар не устраивает, ребенка отправляют в солярий. О своих походах в салон красоты за идеальным загаром в 2012 году рассказала бывшая участница конкурсов Брук Бридвелл. «Я ходила в солярий на 20 минут 3 раза в неделю. Чтобы заставить меня лежать, мама читала мне книжки», — вспоминает Брук.
Опасность педофилии
За тренировками, интенсивным загаром и отсутствием адекватного обучения скрывается еще одна очень важная проблема. Многие психологи считают, что подобные шоу провоцируют педофилов. Конкурсы красоты дают девочкам возможность выглядеть, как современные «лолиты», что подстегивает людей, склонных к педофилии.
В 1996 году индустрия детских конкурсов красоты была омрачена убийством шестилетней Джонбенет Рэмси — белокурой обладательницы шести титулов. Тело Джонбенет нашли в подвале ее дома в Колорадо, смерть наступила в результате удушения, и на теле были обнаружены следы изнасилования. После этого разговоры о темной стороне детских конкурсов красоты зазвучали еще интенсивнее. Интересно, что мать Джонбенет обладала титулом «мисс Вирджиния» и участвовала в конкурсе «Мисс Америка», но не победила.
Будущее конкурсанток
Детские конкурсы красоты находятся на легальном положении, хоть их и стараются запретить. Это не просто развлечение, но и прибыльный бизнес, а также возможность для родителей потешить свое эго, присваивая себе успехи ребенка. Эти успехи иногда бывают ошеломительными, если вспомнить историю Изабеллы Барретт. Изабелла стала миллионером в возрасте 9 лет, прославившись благодаря шоу «Коронованные детки» о конкурсах красоты среди детей. Она запустила собственный бренд ювелирных украшений и косметики, снялась в нескольких клипах на собственные песни и засветилась на Неделе моды в Нью-Йорке с коллекцией одежды. Теперь Изабелла планирует покорить Disney и стать будущей Селеной Гомес.
Изабелла воспринимает конкурсы красоты как трамплин для начала успешной карьеры, но ее энтузиазм разделяют немногие. Другая участница шоу «Коронованные детки», Мэдисон Берг, призналась, что соревнования нанесли удар по ее детской психике. Хейтеры называли ее фальшивкой и смеялись над интенсивным автозагаром, не забывая при этом проехаться по матери Мэдисон — ее считали средоточием зла, эксплуатирующим ребенка.
Несмотря на постоянный негатив, Мэдисон продолжала участвовать в конкурсах, пытаясь доказать себе и остальным, что она действительно красивая и чего-то стоит. Она изнуряла себя диетами и тщательно следила за внешностью — вместо того, чтобы заниматься обычными детскими делами. Итогом стали долгие сеансы с психотерапевтом, заниженная самооценка и болезненные вопросы о своем месте в жизни. И, к сожалению, историй, как у Мэдисон, в индустрии детских конкурсов намного больше.