«Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя»: жизнь и карьера Михаила Барышникова | Salt

«Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя»: жизнь и карьера Михаила Барышникова

Звездные истории
Ксения Элзес
Ксения Элзес
27 января, 20:30
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя»: жизнь и карьера Михаила Барышникова
SALT-collage
О Михаиле Барышникове пишут книги и снимают фильмы. Он — один из самых успешных русских в Америке. Он — гордость России, хотя и дал себе обещание больше никогда не возвращаться. Барышников вывел американский балет на абсолютно новый уровень и поднял интерес широкой публики к этому виду искусства. К 72-летию знаменитого артиста вспоминаем, как складывалась его жизнь и карьера.

Детство, маленький рост и самоубийство матери

Родился Михаил Барышников 27 января 1948 года в Риге, в семье советского офицера. Его детство прошло в большой коммунальной квартире на улице Сколас. Отец Барышникова был жестким и властным человеком и участия в воспитании сына практически не принимал, а с мамой у Михаила сложились теплые, доверительные отношения. Именно она прививала сыну любовь к искусству: вместе они ходили в театр, слушали классическую музыку и смотрели балет. В один прекрасный день Михаил заявил, что хочет поступать в балетную школу и уже даже записался на экзамен. Тогда ему было всего 10 лет.

Wikimedia

Преподаватели отметили талантливого мальчика с самого начала его обучения в Рижском хореографическом училище. Он мечтал солировать на сцене, но проблемой был его небольшой рост. По совету педагога Хелены Тангиевой Барышников каждый день выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 сантиметра!

Когда Михаилу было 12, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу и совершила самоубийство — причины ее поступка неизвестны. Скорее всего, всему виной психическое расстройство, которым она страдала долгие годы. Некоторое время Михаил пытался ужиться с отцом, но тот женился второй раз, и их отношения полностью разладились, поэтому несколько лет Барышников прожил в семье одноклассника.

Начало карьеры

Во время гастролей Рижского балета в Ленинграде в 1964 году Барышникову выпал отличный шанс показать себя — он исполнил импровизированный танец перед знаменитым балетным педагогом Вагановского училища Александром Пушкиным, у которого в свое время учился Рудольф Нуреев. Конечно, тот сразу же увидел потенциал мальчика и предложил ему поступать в училище, этим предопределив судьбу Михаила. Так Барышников переехал в Ленинград и стал учеником знаменитой русской балетной школы. Уже через два года, будучи в предвыпускном классе, он завоевал свою первую награду — золотую медаль на танцевальном конкурсе в Варне. А еще через год, в 1966, Барышников дебютировал на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (так тогда назывался Мариинский театр), где сразу же стал солистом.

Репетиция с Аллой Сизовой. Ленинград, 1970 / © Getty Images

В Кировском театре Барышников танцевал исключительно в классических постановках, таких как «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Пламя Парижа», «Корсар» и «Коппелия». В 1973 году Барышникову позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар — в то время это было редкостью и означало признание. Он решил поставить одноактные балеты и на вечере исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» — совсем не те классические партии, к которым все привыкли.

Перемены и побег на Запад

Во время работы в Ленинграде Барышникову пришлось столкнуться с авторитарным стилем управления главного балетмейстера — Константин Сергеев удерживал театр в рамках строгого академизма и абсолютно не учитывал актуальных требований времени. Однако невероятным способностям Барышникова, его жажде экспериментов и стремлению к развитию стало тесно в пределах классического репертуара. Однажды Ролан Пети, один из лучших европейских хореографов двадцатого века, предложил театру поставить балет для Барышникова, но руководство ответило отказом.

В Советском Союзе у Барышникова было все для комфортной жизни — место в престижнейшей труппе лучшего театра страны, любовь публики, высокая зарплата, квартира в центре Ленинграда, новая «Волга», многочисленные встречи в кругах творческой интеллигенции и даже невеста — балерина из его труппы. Но Барышников задыхался. Через много лет его близкий друг, Иосиф Бродский, отвечая на вопрос, какая судьба ждала бы танцора в СССР, отметил очень коротко и емко: «Спился бы».

В 1974 Барышников принял решение кардинально изменить свою жизнь и после гастролей в Канаде не вернулся в СССР. В этом ему помогли танцор Александр Минц, который уехал из Советского Союза несколько ранее, и канадский балетный критик Джон Фразер — на официальном приеме после одного из спектаклей он передал Барышникову бумажку с нужными номерами телефонов. Танцор встретился с адвокатом и подписал все необходимые бумаги. После последнего выступления Барышников должен был выйти из театра и сесть в машину, которая ждала его неподалеку. План чуть не сорвался из-за толпы фанатов, жаждущих получить автограф и фото с кумиром, но артисту удалось добраться до автомобиля и навсегда уехать в неизвестное будущее.

Позже Барышников много раз подчеркивал, что в причинах его бегства не было ни капли политики — только личные мотивы

С Джессикой Лэнг в Беверли Хилз. 1982 / © Getty Images

После эмиграции Барышников до сих пор так ни разу и не съездил в Россию. Сам танцор часто признавался в интервью, что не видит в этом особой необходимости: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у Бродского. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Признание и жизнь в Америке

Побег случился весной, а уже летом этого же года Барышников дебютировал в Нью-Йорке — в спектакле «Жизель» Американского театра балета. Он танцевал с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году тоже осталась на Западе. Говорят, что после окончания спектакля на поклон Барышников выходил 24 раза! Михаил вмиг стал премьером коллектива, а затем и его руководителем. Этому театру он посвятил пятнадцать лет и смог создать сильнейшую танцевальную труппу мира, поставил десятки знаменитых спектаклей. Американская публика боготворила Барышникова, а для именитых хореографов было честью ставить для танцора номера. Американский журнал Newsweek писал, что благодаря таким звездам, как Барышников, Америка, которая уже дала миру величайших боксеров и баскетболистов, становится ведущей державой в области балета.

В 1990 году Барышников решил уйти из классического балета — вместе с хореографом Марком Моррисом он создал проект «Белый дуб», который занимался модерном. Это направление в Америке ценится так же, как классический балет, поэтому и здесь Барышникова ждал невероятный успех. Он всегда хотел выступать с танцевальными монологами и в своем проекте исполнил эту мечту. Например, в одном из номеров, который назывался «Биение сердца», вместо музыки зрители слышали настоящий стук сердца Барышникова — к танцору были прикреплены датчики, которые с помощью усилителя передавали этот звук в зал.

Сольные балеты Барышникова — это философские размышления о творчестве и любви, исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни и неизбежности смерти

Сегодня Михаил Барышников руководит центром искусств Baryshnikov Arts Center. Также он является владельцем компании, которая занимается производством пуантов и одежды для балета. У танцора даже есть собственные духи — Mikhail Baryshnikov. Они продаются так же хорошо, как и билеты на его выступления. В 2012 году Барышников был награжден премией за вклад в культуру Соединенных Штатов, которую он получил из рук экс-президента США Билла Клинтона.

Дружба с Бродским

В 1974 году в Нью-Йорке, в гостях у общих друзей Барышников познакомился с Иосифом Бродским. Общение переросло в крепкую дружбу, которая продлилась 22 года — до самой смерти поэта. Бродский посвятил своему другу множество стихотворений, среди которых знаменитые «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки».

Спустя десять лет после знакомства Барышников и Бродский открыли на Манхэттене культовый ресторан «Русский самовар». Танцор вложил туда деньги, которые накопил за время работы в театре, а поэт — часть своей Нобелевской премии по литературе. Насладиться великолепной русской кухней сюда в свое время приходили Булат Окуджава, Сергей Довлатов, Галина Вишневская, Лайза Миннелли и Барбра Стрейзанд. Ресторан расположен в доме, где ранее жил Фрэнк Синатра.

27 января 1996 года Бродский позвонил Барышникову и поздравил его с днем рождения, а на следующий день поэта не стало. В 2015 году на сцене Нового Рижского театра Барышников представил моноспектакль «Бродский/Барышников», в котором через стихи поэта вступает со своим лучшим другом в философский диалог невероятной глубины. Тогда на премьеру спектакля прилетела вся светская Москва — Александр Раппопорт, Анастасия и Сергей Рябцовы, Ксения Собчак, Максим Виторган, Дарья и Станислав Лисиченко.

© Libra Press

Спектакль «Бродский/Барышников» показывают и сегодня, но билеты купить практически невозможно — они разлетаются примерно за 10 минут после старта продаж

Телевидение

Сам Барышников смеется над тем фактом, что большинство людей моложе 30 лет будут помнить его не как одного из величайших танцовщиков в истории, а как русского любовника героини Сары Джессики Паркер в сериале «Секс в большом городе». «Ну хотя бы они что-то помнят. Хотя на самом деле они не знают моего настоящего имени. Они говорят — ой, смотри, Александр Петровский!» Кстати, одна из сцен сериала была снята как раз в ресторане «Русский самовар»: по слухам, за девять часов работы в заведении продюсеры заплатили десять тысяч долларов.

© Legion-Media

Но роль в культовом сериале «Секс в большом городе» — далеко не единственная в фильмографии Барышникова. Он снялся в фильмах «Белые ночи», «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса» — играл в основном самого себя или роли танцовщиков.

С 1982 по 1987 год он выступал в специально созданных для него телепрограммах «Барышников на Бродвее», «Барышников в Голливуде» и «Барышников: танец и танцовщик». А в 1977 он даже был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме Герберта Росса «Поворотный пункт». Награду Барышников так и не получил, но зато спел всему миру песню «Если я богат, как царь морской…» Владимира Высоцкого.

Женщины

О романах Михаила Барышникова ходят легенды, но часто они основаны только на слухах. Ему приписывали романы и с партнершами по сцене, такими как Гелси Киркланд, и с яркими представительницами американского шоу-бизнеса — Лайзой Минелли, Шэрон Стоун, Изабеллой Росселлини и Умой Турман. Сам же Барышников предпочитает не разговаривать с журналистами на личные темы, за что его прозвали «человеком в футляре».

С Лайзой Миннелли в Иранском посольстве, 1976 / © Getty Images

Весной 1976 года Барышников познакомился с актрисой Джессикой Лэнг. Тогда он еще совсем плохо говорил по-английски, но языковой барьер не помешал развитию отношений, и в начале восьмидесятых у них родилась дочь Александра.

© Getty Images

Их союз продлился недолго — в 1982 году Лэнг покинула Барышникова ради отношений с актером Сэмом Шепардом и забрала с собой дочь. Сейчас 39-летняя Александра Лэнг Барышникова занимается современной хореографией и преподает искусство танца в американских университетах.

Михаил Барышников уже больше двадцати лет женат на бывшей артистке балета Лизе Рейнхардт, внучке знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта, с которой они воспитывают троих детей.