Как ходить в музей и получать от этого удовольствие: 10 неочевидных правил
Мы попросили автора проекта Нормальное искусство Софию Парамонову поделиться лайфхаками, которые помогут получать удовольствие от каждого посещения музея.
Правило #1: не больше 5 залов
Когда идешь в большой музей, например, в Пушкинский или Третьяковку, хочется обойти все залы — раз уж пришел!
Что получаем в итоге? Уже на середине экспозиции мозг устает, и мы просто пробегаем мимо шедевров, ничего не запоминая. Хочется, чтобы уже поскорее закончились все эти залы, а еще есть, спать и в туалет.
Соблюдайте гигиену мозга, посещайте всего несколько залов: 2–3, может быть, четыре. Но точно не больше пяти. Это та нагрузка, которую наш мозг в состоянии перенести за один визит. Лучше сходить в музей три раза по часу, чем пытаться за один заход охватить всю экспозицию сразу.
После пяти залов вы выйдете впечатленными и вдохновленными, и у вас останутся силы на другие планы в этот день.
Правило #2: просканируйте это
Открою страшную тайну: вы не должны оценить ВСЕ произведения, выставленные в музее. То, что некоторые вам нравятся, а некоторые нет, абсолютно нормально. Более того, так и должно быть.
Когда я хожу в музей, то сначала просто прохожу по залу и смотрю, что за картины (скульптуры, инсталляции) в нем представлены — сканирую обстановку и составляю общее впечатление об экспозиции. Экспонаты в залах, как правило, объединены какой-то концепцией, например, на выставке Куинджи был ночной зал и дневной зал.
После этого я возвращаюсь ко входу в зал и прохожу экспозицию уже более медленно, уделяя внимание максимально зацепившим меня работам.
Правило #3: медленнее, еще медленнее
После сканирования я уделяю понравившимся работам много времени. Не 10, не 20, не 30 секунд. Хотя бы минуты полторы. Именно так раскрываются картины — они должны «подышать» в вашем поле зрения. Как вино дышит после открытия.
Посмотрите сначала на сами изображенные объекты: это люди, животные, растения, предметы, архитектура? Как они изображены, как одеты, что делают. Проследите за линиями, цветом, светом, фактурой материалов. Прислушайтесь к себе. Вам нравится? Что вы думаете? Что ощущаете?
После такого тщательного рассматривания прочтите описание картины. Как изменилось ваше восприятие?
Не все ощущения должны быть приятными. Это нормально, так и задумано
Правило #4: смотрите по сторонам
Музей — это, как правило, красивое пространство. Развеска работ проектируется неслучайным образом. Зачастую — это отдельная застройка залов дополнительными стенами.
Смотрите не только на картины, смотрите вокруг. Вспомните мраморные лестницы и наборный паркет Пушкинского, камины в ММОМА на Гоголевском, люстры Эрмитажа! Все это — бесплатный (и очень приятный) бонус.
Правило #5: говорите
Поговорите с вашим спутником. Повезло, если вы пришли в музей с ребенком — дети часто дают свежий взгляд на искусство. Но даже если вашему спутнику или спутнице уже 18+, обсудите то, что вы видите.
- Что вам это напоминает?
- Что вам нравится?
- Как вам кажется, что хотел сказать художник?
Если с вами нет спутника, но есть другие посетители — обсудите с ними (если вы экстраверт и вам не страшно).
Восприятие искусства — вещь субъективная, и часто два разных человека видят один и тот же объект кардинально противоположным образом. Это и интересно!
Правило #6: возлюбите смотрителя своего
Не надо недооценивать прекрасных седовласых (в основном) смотрителей и смотрительниц. Многие смотрители обладают глубокими знаниями истории искусств и настоящей страстью к представленным в музее экспонатам.
Как-то раз смотрительница Пушкинского музея провела нам настоящую экскурсию по своему залу (а это было античное искусство). Живо, бодро и очень интересно. Спрашивайте, не стесняйтесь!
Правило #7: гид — это важно
Я настоятельно советую брать гидов — лучше живых, но и аудиогид подойдет.
Часто на сайте музея есть онлайн-гиды, которые вы можете слушать прямо в наушниках со смартфона. Практически в любом музее есть аудиогиды, но ничто не заменит живого экскурсовода, который со страстью рассказывает о направлении и объяснит, как воспринимать искусство.
В последнее время набирают популярность интерактивные экскурсии, в ходе которых вы выполняете задания, проходите квест, отвечаете на вопросы — и это запоминается лучше всего. И приносит радость!
Отдельное удовольствие — экскурсии с кураторами. Куратор — это тот самый человек, который придумал выставку, решил, какие работы будут выставляться и каким образом. На сайтах музеев чаще всего есть расписание кураторских экскурсий — обязательно воспользуйтесь этим.
Правило #8: ученье — свет
Тем, кто всерьез заинтересован искусством и имеет достаточное количество времени, советую уделить внимание образовательной программе.
К каждой крупной выставке зачастую составляется целый список лекций, которые проводят именитые искусствоведы. Кроме того, образовательные программы иногда включают в себя концерты и мастер-классы. Если у вас есть дети — вы можете поучаствовать вместе с ними в детских мероприятиях (а они, как правило, еще более интересные, чем ивенты для взрослых).
Я интроверт, и мне страшновато ходить на такие мероприятия. Но вы там будете заняты делом (лекцией, практическим занятием). Не хотите — не общайтесь
Правило #9: обращайте внимание на инфраструктуру
Очень часто в современных музеях, помимо залов с экспозициями, очень классные книжные магазины. И прекрасные кафе!
Советую обязательно посетить их после ваших пяти залов: купить открытку, интересную книгу, значок, блокнот… Мерч музеев сейчас — отдельное произведение искусства. А выпить кофе и перекусить в музейном кафе после порции искусства — отличное завершение культпохода.
Правило #0 (самое главное): подготовьтесь
Мозг устроен таким образом, что чаще всего нам нравится то, о чем мы уже знаем — то, что нам знакомо и близко. Именно поэтому я советую перед посещением выставки хотя бы немного почитать о художнике и посмотреть описание выставки на сайте музея или галереи. Это к тому же убережет вас от возможного разочарования при столкновении с современным искусством.