«А потом регата закончилась, и мир стал сер». Юлия Князева — о том, как стать шкипером и почему яхтинг доступен каждому | Salt

«А потом регата закончилась, и мир стал сер». Юлия Князева — о том, как стать шкипером и почему яхтинг доступен каждому

Интервью
Salt Mag
Salt Mag
24 февраля, 18:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «А потом регата закончилась, и мир стал сер». Юлия Князева — о том, как стать шкипером и почему яхтинг доступен каждому
SALT-collage
Когда живешь обычной жизнью, о яхтинге мечтаешь едва ли. Где-то на подкорке сидит идея, что это увлечение для людей из другого мира. Там богатые, расслабленные владельцы собственной яхты расхаживают по палубе и пьют коктейли, но при чем тут я?

Мы попросили яхтенного шкипера Юлию Князеву рассказать, с чего началась ее любовь к регатам, почему она решила получить лицензию и какие трудности ждут желающих встать за штурвал.

Мои увлечения были, как мне казалось, куда более приземленными. Я ездила в серф-кэмпы, каталась на сноуборде и жила в Красной Поляне, когда познакомилась в социальных сетях с Александром Бабицким, руководителем яхтенной школы Seanation. Он тогда увидел какие-то мои тексты и предложил поработать на его проектах (школа Seanation и регата в Греции AFR  — прим. ред.). Примерно полгода из этой идеи ничего не прорастало — я работала в крупной корпорации и чувствовала себя неплохо. А потом уволилась, и увольнение как раз совпало по времени с третьей по счету регатой AFR, которую Бабицкий делал для «выгула» своих учеников.

Александр Бабицкий. Фото: seanation.net

Мы решили, что теперь можно попробовать и поработать. Но для этого нужно было сначала примерить яхтинг на себя — так в мае 2017-го я, прихватив для верности трех самых доверчивых из своих друзей, внезапно для себя самой оказалась на лодке в Италии.

Регата оказалась таким полуспортивным, полуувеселительным мероприятием. Цель ее создания Бабицкий объяснял тем, что многие выпускники получают лицензии, но в море не идут. Потому впервые взять яхту в аренду сложно и довольно страшно оказаться на ней одному, без инструктора на борту. Мне это хорошо знакомо даже на примере друзей, которые получают права, но долгие месяцы не решаются сесть за руль собственного автомобиля, стоящего во дворе. Что уж говорить о лодках.

Фото из личного архива Юлии

В тот первый для нас раз, три года назад, флотилия AFR насчитывала около 20 лодок и 150 человек. Сегодня это 50 яхт и примерно 500 участников.

90% шкиперов по-прежнему выпускники Seanation , а участники-матросы вроде моих друзей просто никуда не ездят на регату из года в год — AFR стала очень крепким комьюнити взрослых людей, которые ждут ноября больше, чем собственного дня рождения.

Вернемся к Италии. Целую неделю мы с друзьями провели в режиме махровых матросов и лентяев: ни черта не делали, украшали собой палубу, распивали вино и любовались закатом над Везувием, а по вечерам участвовали в вечеринках.

Фото из личного архива Юлии

А потом регата закончилась, и мир стал сер. Я улетела к друзьям в Прагу и неделю тоскливо рассуждала о том, что мне просто необходимо стать шкипером. Еще через две недели у Александра стартовала учебная программа в Португалии, и я без каких-либо сомнений записалась на нее.


Базовый курс обучения с нуля называется IYT Bareboat Skipper и включает в себя получение двух базовых лицензий: IYT Bareboat Skipper Sail и VHF SRC Master. Этих лицензий достаточно для того, чтобы компетентно управлять яхтой длиной до 24 метров в светлое время суток и хорошую погоду практически в любой акватории земного шара — проще говоря, вы можете арендовать яхту там, где захотите. Продолжительность курса: 14 дней.


© Seanation

Попытка номер раз

Учеба представляет собой двухнедельный интенсив, в ходе которого ты вместе с группой коллег живешь на яхте, изучаешь теорию и одновременно практикуешься, выходя в море. В конце обучения сдаешь экзамен (теорию и практику) и либо получаешь лицензию шкипера, либо не получаешь ее. Существуют курсы, в которых ты сначала учишь теорию в классе, как в автошколах, и только после этого встаешь за штурвал. В Seanation тебя сразу загружают практическими занятиями. Мне такой подход ближе, потому что я визуал: мне сложно представить что-то в теории, нужно все осмотреть и потрогать.

Забегая вперед, скажу сразу: с первого раза сдать экзамен мне не удалось. В Португалию я прилетела в последний момент, в не самой лучшей форме и была откровенным балластом в команде учеников, которые действительно приехали учиться и получать лицензию.

Фото из личного архива Юлии

А к середине учебы я умудрилась крепко заболеть и многое пропустила. Болея, я выучила теорию и сдала ее, а на практику даже не замахивалась.

Но жизнь на яхте успела меня засосать. Появились новые друзья, многое начало строиться вокруг яхтенных путешествий. Например, с ребятами из Sofa Sailors мы съездили в мартовскую Норвегию, где счищали снег с палубы, прежде чем выйти в море. Там я узнала, что увидеть фьорд с воды — гораздо круче, чем любоваться им с берега.

Meriç Dağlı / Unsplash

Осенью 2017 и 2018 годов я поучаствовала в качестве матроса еще на двух регатах AFR, ни на секунду не выпуская из головы мысль о том, что лицензия у меня все-таки будет. За эти пару лет я успела заразить любовью к регатам большое количество своих друзей. Кто-то сам влюблялся в мои рассказы и фотографии, кого-то я буквально тащила силой, приговаривая, что точно знаю, что они и яхтинг просто созданы друг для друга и будет очень обидно никогда об этом не узнать. Кстати, именно эти, вторые, в итоге стали самыми заядлыми участниками AFR.

Фото из личного архива Юлии

А осенью 2018 года стартовала еще одна учебная группа, которая почти полностью состояла из моих друзей. Тогда я поняла, что наконец готова к самостоятельному управлению лодкой, и прилетела в Грецию. Сразу после учебки мы тем же составом поехали на AFR.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - В путь-дорогу: 30 удобных и полезных мобильных приложений для путешественников Путеводитель В путь-дорогу: 30 удобных и полезных мобильных приложений для путешественников

«Вы тянете друг друга на дно»

Вспоминая те две недели учебы, могу сказать одно — никогда в жизни до и после я не чувствовала себя такой уставшей. Занятия начинались в 9:30 с брифинга, на котором участники опрашивают друг друга по пройденной накануне теме. Первые несколько дней инструктор рассказывает тебе теоретическую часть: как устроена лодка, как регулируются правила поведения на воде и так далее, включая совсем уж странные для обычной жизни вещи типа метеорологии, картографии и умения подать сигнал SOS. Потом начинается практика, вы учитесь управлять лодкой, разбираетесь с парусами, швартуетесь. Одно наслаивается на другое — и в середине учебки ты уже вообще никак не ассоциируешь себя с тем человеком, которым помнишь себя в обычной жизни.

Фото из личного архива Юлии

Потому что Юля-редактор не сидит, ошалело решая задачи по прокладке курса (это что вообще?!), не ходит в гальюн и не засыпает от усталости на лавке, укрывшись чьей-то курткой. Самое удивительное, что именно этого впоследствии будет больше всего не хватать.

Помню, как поймала себя на мысли, что просто не могу шевелиться.

Хочется лечь и умереть прямо сейчас, потому что спишь по три часа, постоянно узнаешь новую информацию, по ночам пьешь с коллегами, постоянно решая какие-то задачи и повторяя изученное.

У меня есть видео, на которых мы в 5 утра, с темными кругами под глазами, совершенно безумные, склонились над картами и орем друг на друга. А в 9:30 снова подъем — чаще всего ты даже не успеваешь умыться, а просто вползаешь за стол, сжимая в руках чашку кофе. Мы засыпали, повторяя про себя «ну если первый пеленг 80, а второй 120», видели учебный курс во сне и, кажется, были очень счастливы.

Фото из личного архива Юлии

Позже я разговаривала с ребятами из других учебных групп. Оказалось, что если не пить по ночам и высыпаться, дело пойдет бодрее. Но мы выбрали то, что выбрали, хоть инструктор и кричал, что мы тянем друг друга на дно.

Самое главное, что происходит с тобой во время учебы и на яхте вообще, — ты полностью выключаешься из реальной жизни. Забываешь обо всем, что осталось за пределами лодки, не отвечаешь на сообщения и не помнишь, как выглядит Instagram. Ты больше не пиарщик и не редактор, а твои друзья — не юрист, художник по костюмам или модный московский стилист. Ты — матрос или ученик, который хочет стать шкипером, и для этого получаешь знания, которые еще вчера казались китайской грамотой — например, та самая картография (а в нашей школе мы ее изучали, так как шкипер должен уметь в этом разбираться и не надеяться на gps). И тебя начинают волновать совсем другие вещи: как определить местоположение, что твой товарищ неправильно ставит паруса, получится ли у тебя держать курс. А в какой-то момент начинаешь думать, что понемногу приближаешься к тому человеку, которым вообще хочешь стать.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Осознанность, эксклюзивность, фриланс и гигномика — главные тренды в путешествиях в 2020 году Путеводитель Осознанность, эксклюзивность, фриланс и гигномика — главные тренды в путешествиях в 2020 году

Куда ты рулишь

Что я могу сказать совершенно точно, отучившись и поучаствовав в нескольких регатах: никакая особенная физическая подготовка не нужна, хотя многие сомневаются в этом. Конечно, у всех разные стартовые возможности, например, мой вес — 40 кг. Но на яхте я могу делать все, что требуется от меня как от шкипера.

Тяжело ли мне? Определенно, тяжелее, чем многим.

Но нет ничего, что я не смогла бы, пусть и приложив больше усилий, сделать без посторонней помощи. И мои сложности точно не заставят меня и мою лень пойти в качалку за полгода до регаты и тягать штангу.

В школе, в которой училась управлению яхтами я, царит полное равноправие — то есть все вкалывают одинаково, и инструктор орет на всех без скидок на возраст, пол и прочие характеристики. Во время первого моего обучения я была единственной девушкой в команде, и другие участники пытались как-то помочь мне или успокоить. Эти попытки пресекались Александром: «Она такой же ученик, как и вы. Если не может держать штурвал — значит, ей не место за штурвалом». Естественно, я смогла.

Наверное, самым сложным для меня было смириться с тем, что иногда на тебя повышают голос. Например, стою за штурвалом, а инструктор орет в ухо: «Куда ты крутишь!» И так постоянно. Это непривычно и обидно, и совсем не хочется думать о том, что вообще-то — да, крутишь ты действительно не туда.

Теперь я понимаю, что в обучении яхтингу подобные методы и выход из зоны комфорта — это правильно. Более того, инструктор специально создает для учеников стрессовые ситуации, чтобы увидеть, как люди себя в них проявляют. Когда ты капитан лодки, ты не дрова везешь — на тебе лежит огромная ответственность за людей, за себя, за судно. Легко, имея базовые навыки, управлять яхтой при полном штиле, когда экипаж расслаблен и загорает. Но если подует сильный ветер, а во время учебы ты ни разу не испытал стресс, то у тебя попросту начнут трястись руки, и ты забудешь все, чему училась. А должна уметь сохранять спокойствие в ситуации, когда вас швыряет, один орет и матерится, другого рвет за борт, а еще трое плачут и молятся.

Особенность школы Seanation — строгое обучение и не менее строгая экзаменация, по результатам которых выдаются (или не выдаются) международные права на управление яхтами. Экзамен я не сдала и со второй попытки: не получилось сделать одно задание.

© Seanation

По статистике, с первого раза его не сдают примерно 40% учеников, но всегда можно бесплатно приехать на пересдачу.

Что я и сделала: в апреле 2019 прилетела на пару дней в Грецию, сдала экзамен успешно и недавно наконец получила свои заветные корочки.

По опыту общения с учениками школы, большинство учеников не обижаются на то, что не сдали. Александра все уважают, видят других его выпускников; он сумел внушить, что все, что он делает, — это правильно. И если лицензию не выдали, это забота о твоей безопасности — ты просто еще не готов. Пожалуй, я знаю только одного человека, который посчитал результат экзамена несправедливым, но он действительно не создан для яхтинга и вряд ли когда-нибудь вернется на пересдачу. Гораздо хуже, когда не готовые к выходу в море люди идут в другие школы, где им выдают лицензии просто так.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Испания рулит: три автомаршрута для первого путешествия по этой стране Путеводитель Испания рулит: три автомаршрута для первого путешествия по этой стране

Портрет капитана

Шкипер должен быть уверен в себе или уметь воспитать в себе эту уверенность. Твои знания и уверенность — это залог безопасности и того, что делает счастливыми матросов: они верят тебе и готовы выполнять задания.

Этот навык, кстати, очень помог мне в обычной жизни. Я никогда не была хорошим руководителем, и все попытки поставить меня управлять людьми заканчивались провалом. Либо я становилась всем лучшим другом, а подчиненных называла «котятами», и по итогу мне садились на шею. Либо я, наоборот, включала излишнюю строгость, меня записывали в стервы и тихо ненавидели.

Шкиперская история воспитала во мне босса, я научилась показывать людям: есть вещи, которые я знаю лучше, чем знают они, и слушать меня легко и приятно.

Seanation

Сейчас я удаленно управляю командой, и у нас не бывает конфликтных ситуаций, потому что я понимаю, как нужно себя вести и что сказать, чтобы все были довольны, а результат — достигнут.

Кстати, в офис с тех пор я так и не вернулась. Работаю удаленно: за прошлый год у меня было больше 40 перелетов в 17 стран. Это не дауншифтинг — проекты растут, вместе с ними растут и доходы. Но у меня нет негатива по отношению к офисной фултайм работе. Если мне предложат что-то прекрасное с графиком с 10:00 до 19:00, отказываться не стану. Но пока мне нравится путешествовать, а на носу всегда какие-то яхтенные планы. Сейчас очень хочу собрать друзей и поехать в Италию, арендовать лодку и спокойно ходить под парусом пару недель. Это обойдется совсем недорого, и такое путешествие намного живописнее любой поездки по земле.

Sergii Gulenok / Unsplash