Внимание — это новая нефть. Как подорвать мировую экономику, просто наблюдая за птицами | Salt

Внимание — это новая нефть. Как подорвать мировую экономику, просто наблюдая за птицами

Общество
Соня Шпильберг
Соня Шпильберг
16 ноября 2019, 13:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Внимание — это новая нефть. Как подорвать мировую экономику, просто наблюдая за птицами
SALT-collage
Весной 2019 года вышла в свет книга Дженни Оделл «Как ничего не делать. Противостояние экономике внимания» и наделала немало шума в США. Вся такая розовая, в обложке с цветочным принтом, она содержит в себе настоящий яд для коммерческого мира, а нам дает способ защитить свое «Я» от информационных манипуляций. Что? Вы ничего не знаете про «экономику внимания»? Тогда снимайте розовые очки, сейчас все расскажем.

Перформанс одного «маркетолога»

Финская художница Пилви Такала, специализирующаяся на социальных вопросах, в 2008 году сделала работу «The Trainee» . «Сделала» — не слишком верное слово. Это был скорее затянувшийся на месяц перформанс, куда невольно были втянуты ни в чем не повинные представители офисного планктона. Дело было так: Пилви пришла в компанию Deloitte на собеседование, сыграла прекрасного маркетолога и получила должность менеджера по маркетингу.

За несколько недель девушка из «нормального» сотрудника, который увлеченно просматривает страницу Facebook в ноутбуке, превратилась в отступника — просто сидела за столом в переговорной и думала. Коллеги метались между сдавленным любопытством и искусом настучать начальнику — последнее победило. «Она ничего не делает, просто сидит за столом. А вчера весь день провела в лифте!» Когда эксперимент закончился, художница аплодировала красным от стыда участникам. Выяснилось, что маскировка лени просматриванием соцсетей и различных сайтов — это приемлемая модель поведения в офисном сообществе. Но когда сотрудник сидит перед пустым столом, просто размышляя — это угроза спокойствию и рабочему настроению коллег. Пилви хотела этим сказать, что «неделание» — элемент сопротивления системе, при том, что состояние является потенциально творческим — ты можешь в этот момент размышлять над презентацией или придумывать маркетинговую стратегию, но «неоформленность» этого якобы безделья настораживает и даже грозит опасностью. Значит, открытая «неоформленность» человеческого состояния является угрозой порядку вещей.

Дженни Оделл лечит от «капитализма мозга»

Оформлять, оформлять и оформлять. Этим занимаются все участники современного мироустройства, включая нас с вами. Работе Пилви Такала посвящена целая глава в книге Дженни Оделл «Как ничего не делать. Противостояние экономике внимания» , которая погрузилась в изучение феномена незахваченного внимания так глубоко, как этого не делал еще никто. Почему ее это заинтересовало?

Художница и публицист Дженни Оделл обожает библиотеки, птиц, мусор и энергоинфраструктуру. Она преподает арт-практику студентам Стэнфорда, получила PhD в области дизайна и искусства в Беркли и написала диссертацию об Эмили Дикинсон. Точнее — о брошюрах, сделанных писательницей вручную, куда она записывала вдохновенную поэзию. В 2017 году она произнесла речь на фестивале технологий и искусства Eyeo — идея о том, что можно «ничего не делать и ни к чему не стремиться» стала буквально вирусной, и Оделл поневоле пришлось написать книгу о том, что сейчас может стать единственным оружием против «капитализма мозга».

Оделл выяснила страшную вещь: внимание — это свет, который можно выключить, и тогда — все. Она рассказала о том, что такое экономика внимания и как внимание нам не принадлежит. Если общество поощряет постоянное вовлечение, то принадлежать себе и делать, что ты хочешь — или ничего не делать, потому что желания нам тоже навязываются — это вроде как новая революция. Как если бы изобретенный в начале 2000-х двумя приятелями-англичанами планкинг (лежание лицом вниз неподвижно в не предназначенных для этого местах — улица, крыша, кафе) из флешмоба вдруг перерос в протестное движение. Представьте, приходит ваш босс на работу — а вы лицом вниз. Никаких скандалов, фоточек с митинга,  гневных постов в Fасеbооk — просто л-и-ц-о-м-в-н-и-з. Но все манифесты, которые исходят от художников, не воспринимаются всерьез коммерческим сообществом, а тем более правительством — «ничего не делайте на здоровье». С одной стороны — это шанс, а с другой — погружение в субкультуру, а значит, массовым протестам не состояться.

После прочтения сжечь

Книга «Как ничего не делать. Противостояние экономике внимания» сделала Дженни — юную и очаровательную обладательницу идеальной челки и филиппинских кровей — желанной гостьей всевозможных подкастов и конференций. О чем, собственно, книга? Это точно не селф-хелп пособие (self-help — жанр литературы из области популярной психологии — прим. Salt Mag), и об этом Дженни устала говорить в различных интервью. Автор не призывает скачивать 40 приложений для медитации или ехать на ретрит, а просто рассказывает о том, как идея «нас самих» сконструирована брендами, СМИ и экономикой в целом. Она говорит: просто знайте, это не вы, а если хотите быть собой — выйдите из контекстов. Дженни называет себя «типичным калифорнийским атеистом» и не предлагает никаких духовных путей, потому как духовный бизнес — тоже часть экономических процессов. Хотя одним из вдохновителей для нее явился монах Томас Мертон, который изобрел дзен-католицизм и в ХХ веке проповедовал активизм в виде «невовлеченности» в коммерческие процессы.

Если посмотреть на мир после прочтения книги — вы поразитесь оккультной магии розничных сетей и тому, как наблюдение за птицами делает из вас врага системы. Представьте, никакой крови, войн, репортажей с «мест событий» — просто люди смотрят за птицами, а мир рушится, при этом оставаясь миром самим по себе, «без значений и ценников». Ее книга — призыв к детальному и постоянному вниманию, которое позволяет вам принадлежать вам же самим. Это «переосмысление смыслов» как бы дает вам свободу не участвовать в гонке по поводу карьеры, зарплаты, демонстрации благополучия и успеха во всем. Ведь можно и не развиваться, а просто жить — и вам за это ничего не будет!

Вдохновение, между прочим, посетило Оделл в Оклендском колумбарии (Калифорния) — в пространстве, которое совершенно не является ловушкой для вашего внимания. Просто ходите там и вдыхайте аромат роз — от вас не требуется лежать в могиле, ибо все места уже заняты. Например, в торговом центре или парке вы уже не сможете быть тем, кем являетесь в колумбарии, потому что должны потреблять товары, места и услуги, демонстрировать вашу вовлеченность в какие-то процессы и наблюдать за вещами, которые созданы, чтобы ловить ваше внимание. Книга дает пищу для размышления современным урбанистам на тему того, как создавать городские пространства беспристрастно.

Что такое «экономика внимания»

Один из чиновников-экономистов отозвался об экономике внимания как о «способе залезть к нам в мозг и заставить покупать определенные товары». Действительно, экономика внимания — это использование человеческого внимания как дефицитного товара и втягивание его в различные способы управления информацией. Пока что внимание — это новая нефть, которой, по мнению экономиста Мэтью Кроуфорда, «неисчерпаемо много».

Эстер Дайсон, американский публицист и бизнесвумен

«Внимание имеет свою внутреннюю немонетизируемую ценность. Но экономика внимания — это процесс вовлечения личного внимания человека в коммерческие процессы, так создается иллюзия того, что работают ваши личные интересы. Это лайки котиков в соцсетях, поиск и сохранение картинок, просмотры чужих постов и т. п. Вы даже не знаете, как быть наедине с собой — и это очень страшно»

В мире переизбытка доступного контента работает физиология: умственные способности людей ограниченны, как и восприимчивость информации. В какой-то момент мы просто переходим на автопилот, и тогда экономика внимания начинает работать в полную силу — в фразе «залезть к нам в мозг» есть своя правда. В современной рекламе, разработке интерфейсов и сайтов известных СМИ учитывается даже айтрекинг (движение глазных яблок — прим. Salt Mag) — то есть то, как человек считывает и воспринимает информацию, на чем задерживает взгляд и т. п. Ведь если вы видите неинтересную информацию — вас на этом ресурсе не удержать и уж точно ничего вам не продать.

В основе экономики внимания лежит идея создания рыночного пространства, в котором вы счастливы, потому что вам показывают интересную информацию — вот почему тренировки ИИ становятся все изощреннее, а поставка контекстной рекламы напоминает сеанс с оракулом. То есть вы находитесь в постоянной мясорубке с улыбкой на лице — в соцсетях, в социуме, наедине с собой — и неизменно подключены к закачанным вам в голову ценностям. «Я просто должен сохранять картинки», — на мониторе автопилота.

Что делать

Поскольку Оделл сама — вполне встроенный в социум элемент, она не является предметом радикального подрыва. Она просто обозначает проблему и дает инструмент к возвращению внимания, а что будет дальше — не знает даже Google.

Просто узрите рамки, которые коммерческий мир постоянно предлагает для вашего досуга, однако вы и сами можете обрамлять все, что хотите — просто вы об этом не знаете. Например, именно об этом работа художника Скотта Полака под названием «Аплодисменты приветствуются», о которой Оделл упоминает в книге. Полак просто обрамил ограничительной лентой небольшое пространство с видом на закат и поставил стулья для зрителей. Это пример «организованного досуга» и принудительного внимания, к которому мы привыкли, как собака Павлова — к электрическому разряду. Мы не можем «потребить» закат просто так — если нам его не предложили «в упаковке».

Дженни озабочена экологией, особенно взаимоотношениями человека с интернетом и информацией вообще. Например, одной из самых известных ее работ является серия Satellite Landscapes , где она создавала удивительные графические полотна из элементов индустриальной инфраструктуры.

Дженни Оделл, публицист и художник

«Работа Satellite Landscapes — это памятники, которые останутся потомкам как рассказ о нашем времени, когда мир предавался полной экологической безответственности, а будущее исчезало на глазах. То есть кто-то сможет взглянуть на этих динозавров из будущего — если мы его еще не убили окончательно — и пожалеть человечество, которое, как игрок в казино, не может остановиться и предпочитает не думать о происходящем»

Оделл предлагает задуматься о слове «польза» — почему жизнь не может быть просто поддержанием таковой, но существует развитая идея стремления к изменениям, к лучшему, к обновлению? «Для меня „бесполезность“ стала очень полезной — я все еще жива, хотя много часов и дней провела вне экономического пространства и получила немалое удовольствие от себя самой, от птиц, неба, цветов и бесполезных вещей», — рассказывает Дженни. Она даже открыла «Бюро неопределенных вещей»  — это была инсталляция в рамках проекта Recology, где она собрала на первый взгляд совсем не связанные друг с другом вещи — попросту мусор. Но к каждой из вещей Дженни сделала описание, и оказалось, что вместе с контекстом элементы хлама становятся очень важными и даже нужными.

Именно контекст манипулирует нами в Сети, потому что интернет никогда не задумывался как экосистема, это просто поле битвы брендов за наше внимание. «Это просто когнитивное насилие, с которым мы согласны. Алгоритмы создают наши вкусы и потребности — странно позволять цифрам перевернуть наше мировоззрение с ног на голову».

Кадр из фильма «Матрица». Courtesy photo

Оделл утверждает, что невозможно отказаться от цифрового мира (да и незачем), а выход из системы — вроде коммун 60-х годов — бесполезен, это попросту безответственность. «Любое внедрение инноваций требует новой степени изобретательности. Я против того, чтобы любое замедление или устойчивость считались застоем, но чтобы сосредоточиться на поддержании нормального количества ресурсов и энергии, нужно как-то изменить коллективное эго», — пишет Дженни. В этом смысле ее можно назвать настоящим врагом акселерационизма (идея постоянно развития, ускорения и расширения — прим. Salt Mag), с которым так носятся современные философы и социологи.

Кстати, о птицах

Большую часть времени Дженни посвящает именно наблюдению за птицами. Для нее это и цифровой детокс, и одновременно экологическая осознанность — ведь вещи, с которыми вам нравится проводить время, принято беречь. Так у нее изменилось отношение к миру: в пользу защиты, вопреки потреблению.

Если вы прямо завтра намерены подорвать капиталистические устои, Москва — наилучший город для наблюдения за голубями. Вы заметили, что все чаще стали появляться одинокие голуби, которые заходят в магазин или кафе и с убитым видом сидят в углу, будто сейчас достанут табличку с надписью «МНЕ ПОФИГ»? Может, это новая эпидемия? Или психотронное оружие запада, которое тестируется на русских голубях? Самое время начать расследование, которое может вас привести к невероятным открытиям, особенно о себе самом.