«Главное в жизни — не стоять на месте»
Мы жили в Москве долго и счастливо, и каких-то причин «обязательно переезжать» не было: по большому счету, даже с точки зрения заработка можно было получать сколь угодно много — было бы желание. Мы — семья продюсеров и успели поработать всюду — от Штатов до Азии, — и сделать много всего интересного: снимали рекламные ролики, клипы.
Посещая другие страны, мы то и дело примеряли их на себя. Зимой месяцами жили то на Бали, то в Таиланде, то в Китае или еще где, но это воспринималось как отдых. Наша первая поездка по США длилась несколько месяцев: мы на машине объехали всю страну с запада на восток, на север и обратно, видели почти все крупные города, но такого чувства, как в Лос-Анджелесе, не испытали больше нигде.
Здесь мы, выйдя из аэропорта LAX, впервые почувствовали себя дома. Это было вдвойне странно: потому что никогда за всю жизнь при возвращении в Москву такого не было, а тут сразу совпало.
В России в профессиональной сфере я достиг условного потолка: мог бы выйти на большую зарплату в крупную компанию, звали на работу в соседние государства за еще большие деньги, чем в столице, но с точки зрения развития это не обещало ничего интересного. А главное в жизни — не стоять на месте. И где это лучше делать, как не в центре мировой киноиндустрии?
Плюс ситуация в России стала напрягать: все начало так сильно сыпаться, а самого главного — работающих законов для жизни и безопасности семьи — в стране так и не создали. Поэтому даже очень обеспеченные знакомые честно признаются, что «в случае чего» нормальное решение суда или следствия будут «покупать» через связи или за деньги без наивной надежды на профессионализм госслужащих: дела типа случая с Иваном Голуновым доказывают это, и таких дел на самом деле огромное количество. Думаю, где-то в момент осознания этого мы «уже переехали». Оставалось понять — как.
Как переехать в США
Ужасы получения американской турвизы настолько укоренились в сознании, что многие считают, что попасть в Штаты — тем более на ПМЖ — почти невозможно. Мы тоже так думали.
Оказалось, что если пообщаться с проверенными визовыми юристами, которые грамотно оценят конкретно ваш случай, может выясниться, что уже имеющихся у вас достижений достаточно. Так случилось с нами — после полутора лет сбора и оформления документов мы получили EB-1 (гринкарту «Для лиц с экстраординарными способностями»). Папка с досье, которое собрали юристы для консула, была толщиной чуть ли не с «Войну и мир», зато собеседование в Москве длилось пять секунд и завершилось словами «Welcome to the United States».
Есть более простые и дешевые варианты. Например, О-1 («Виза талантов»), которую получает чуть ли не каждый второй, но у этой дорожки слишком много ограничений (члены семьи не имеют права работать, а вы можете работать только по профессии, указанной в визе), поэтому она хороша для переезжающих одиночек.
Мы заранее знали, когда примерно будет собеседование, и хотели улетать сразу после, но рынок недвижимости сильно просел — рубль в очередной раз упал, обесценив абсолютно все, поэтому квартира продавалась почти год. Однако в итоге вышло, что она ушла в идеальное время: мы закрыли сделку, получили паспорта с визами и чуть ли не на следующий день улетели.
Читая сотни вопросов на форумах, я не всегда находил подробные ответы, поэтому в итоге сделал свой сайт
thegreencardshow.ru
, где стараюсь максимально детально рассказывать обо всем, что важно при переезде и в начале жизни в США: от гринкард-лотереи и видов виз до вывоза денег, получения водительских прав и жизни с разными доходами.
«У нас дома есть награда от Дональда Трампа»
Первое, что нужно сделать в Лос-Анджелесе, — это купить машину: город просто огромен, метро или троллейбусов, как в Москве, здесь в нормальном виде не существует. Помня опыт многомесячного турне по Штатам, мы взяли внедорожник, — и с тех пор он выручал нас не раз.
Рынок аренды жилья достаточно сумасшедший, а я не считаю проживание в чужой квартире или доме хорошим вариантом: платить ежемесячно от $2500 до бесконечности — глупость, если только вы не списываете эти расходы из налогов. Поэтому мы сразу вложили деньги от продажи квартиры в покупку собственного жилья, и это было правильно.
Покупка недвижимости в любом городе США — это в первую очередь выбор школы для ребенка. То есть сначала находите крутую школу, а затем смотрите онлайн, что продается в районе, который она обслуживает. Дом буквально через дорогу от линии приписки к школе может стоить на сто тысяч долларов дешевле — просто потому, что та сторона улицы попадает в заведение с рейтингом 2/10, а ваша сторона — 8/10 или даже 10/10. Так что, например, в Калабасасе возле отличных школ купить дом или квартиру временами просто невозможно.
Жившие там друзья говорят, что к ним не раз стучались риелторы с предложением продать дом — и пик запросов приходился на начало учебного года.
Школы здесь делятся на обычные (public school), обычные с дополнительным финансированием (public charter), частные (private) и отдельную сеть бесплатных школ «Магнит» (Magnet schools).
Между public и public charter лучше выбирать второе: в них лучше обеспечение и оборудование, иногда и учителя. А недавние исследования доказали, что уровень образования в обычных школах и дорогих частных почти не отличается, так что в private, куда можно попасть, живя в любом районе, идите, если хотите оплатить и себе, и ребенку полезных друзей, которые тоже тратят десятки тысяч долларов на обучение.
В школы системы «Магнит» невозможно попасть никак, кроме как с помощью лотереи. Ваше место жительства, доход, цвет кожи и прочее не имеют значения — каждую осень вы идете на eChoices.lausd.net и заполняете заявку на любые три Magnet Schools (например, одна с упором на ораторское мастерство, вторая — математическая, третья — художественная; или все три технические — как хотите), и если попадаете в пул учеников — ура. Если нет, получаете три балла «за проигрыш». Накопивший 12 баллов (то есть — четыре года неудач) может без лотереи выбрать почти любую из «Магнитов».
Как мы узнали в конце первого года обучения дочери, оказывается, есть еще одна дорожка в «Магниты» — быть гением.
В США очень шустро отслеживают успешных детей: если ваш ребенок, учась по стандартной программе, вдруг становится круглым отличником, это гарантирует ему пристальное внимание, так как высока вероятность, что стандарты для него слишком просты, и он может больше. Тогда ученика направляют на тестирование на одаренность. При наборе более 99,9% баллов он получает статус Highly Gifted (высокоодаренный), что открывает перед ним множество дверей.
Так как наша дочь Дана успешно прошла тест, ей не нужно участвовать в лотерее: любая школа из списка Highly Gifted Magnet ее ждет с распростертыми объятиями. В этом году она получила награду президента США, которая выдается за успехи в учебе — так что даже забавно, что дома теперь есть бумажка с автографом Трампа.
Со следующего года она учится в классе для высокоодаренных — с программой и интенсивностью, отличающимися от стандартного курса. Например, их будут учить 2D и 3D-анимации и софту для работы с видео — и это в шестом классе! Примерно по этой причине к 12 году обучения многие выходят какими-то натренированными монстрами в выбранных ими сферах.
Еда и прочие радости
В США — культ еды, поэтому найти вы сможете абсолютно любые блюда или ингредиенты, какие вам только в голову могут прийти. Лос-Анджелес с точки зрения ресторанов и гениальных поваров — почти мекка.
Но если вы не гурман, и вас интересуют расходы на повседневный шопинг, то все просто: питаться можно и очень дешево (но полезно), и очень дорого. Нередко одни и те же продукты и бренды можно найти с разницей в цене в несколько раз, плюс у всех сетей магазинов постоянно проходят промо-акции, поэтому, если вы живете в режиме экономии, это вообще никак не отразится на вашем рационе. Честно.
Разнообразная одежда в Лос-Анджелесе не очень нужна: из всего перевезенного нами гардероба 80% просто висит. Вся эта гонка за бренднеймами, типичная для Москвы, здесь, если и существует, то только если вы живете от вечеринки к вечеринке и вращаетесь в кругах, где по брендам встречают.
В обычной жизни вот этот парень в поношенной футболке, джинсах и шлепках, попивающий кофе за соседним столиком, может оказаться мультимиллионером (а может и нет).
В общем, для жизни в ЛА везите несколько пар шорт, футболки, кроссовки и шлепки. На год-два комфортной жизни такого набора точно хватит.
«Упорство Даны впечатлило кастинг-директоров: через пару дней пришло приглашение на пробы в Netflix»
Сейчас найти легальную работу в Лос-Анджелесе — вообще не проблема: если нужно устроиться на следующий день после приезда, то почти любой магазин вас возьмет. Минимальная зарплата составляет $13.25 в час, а с первого июля будет уже $14.25 — то есть около 114 долларов в день.
Найти работу мечты сложнее: в 90% случаев самый простой способ попасть туда, куда вы хотите, — это нетворкинг, то есть знакомство с максимумом людей из этой сферы или компании. Через такие знакомства вы имеете шанс получить рекомендации или даже новости о вакансии.
Мы работаем на себя очень много лет, и после переезда ничего не изменилось: сейчас снимаем два фильма. Один из них —
«Последняя императрица моды»
— рассказывает историю Милы Ануфриевой — женщины, которая в начале 1990-х создала в России модную империю, работала с такими брендами, как Hermes, Chanel, Louis Vuitton, Dolce & Gabbana, а на показы в ее бутик Vanity приезжали такие гости, как Билл Клинтон, Элтон Джон, Ева Герцигова и Клаудиа Шиффер. Потом она потеряла бизнес и была вынуждена бежать из России. Сейчас Мила живет в Италии, занимается модой и благотворительностью в разных странах, поэтому съемки мы ведем в России, США, Гвинее-Биссау, Италии, Франции, Великобритании и Беларуси.
Наша дочь тоже работает параллельно с учебой — за два года в США уже успела поучиться в двух очень хороших детских актерских школах. В следующем году идет еще в одну — еще на уровень выше, а летом проходит частные занятия с преподавателем актерского мастерства. Дане актерство нравится безумно: она уже играла спектакль, где ей отдали три роли сразу — гламурной девочки, пацанки и Призрака в лифте. Она, как Райкин, за кулисами меняла одежду за несколько секунд, чтобы успеть выскочить на сцену другим человеком.
Сыграла и в кино — в знаменитом сериале Black-ish прошла пробы на небольшую роль одноклассницы главных героев. Эту работу для нее нашла агент.
Вообще, найти актерского агента — главный квест Голливуда. Проблема № 1 — агента ищут все. Вторая проблема — надо найти того, кто не просто числится за вами, а действительно ищет вам работу. И третья — нужно, чтобы хороший агент захотел вас взять, так как у него в прямом смысле есть выбор из тысячи актеров разного возраста.
С детьми чуточку проще: вы можете просто заказать у хорошего фотографа хэдшоты (портретные фото актера в разных образах, показывающие его в самом лучшем виде) и разослать фотки веером по всем детским агентам.
Дане агента нашли через «людей, которые знают людей, которые знают других людей». Она работает в индустрии более десяти лет и принципиально берет не более полутора десятков детей разных типажей.
Black-ish стал для нее прикольным опытом. На площадку студии Дисней ее вызвали к шести утра. В семь костюмеры уже одели ее в наряд «в духе 1980-х» и повезли на автобусе в другой район города, где для съемок арендовали целую школу.
А «мотор» был аж в 11 — так что ждали долго, а потом снимали по два-три дубля до пяти часов вечера с обязательными перерывами: пока в сериале делали перестановку, дети шли в класс учиться. По закону, в Калифорнии на площадке работает Studio Teacher, который преподает школьную программу во время съемки. И дети обязаны отучиться минимум четыре часа за день.
Дочь от всего этого была в восторге: за день для разных сцен переодевалась раз шесть, атмосфера на площадке была крайне дружелюбная, все было весело и интересно. А еще она получила гонорар — 200 долларов. За вычетом налогов получилось около 180.
Дана их не потратила. Мы открыли ей Coogan Account — специальный счет для детей-актеров, названный так в честь Джеки Кугана — первого в истории ребенка-кинозвезды, который начал сниматься в начале XX века, а к совершеннолетию остался почти без средств к существованию, так как мать и отчим потратили все его деньги. Благодаря этому прецеденту появился закон
California Child Actor’s Bill
, который защищает детей-актеров и все заработанные ими средства.
Недавно она пробовалась на главную роль в новый фильм с Томом Хэнксом — по книге «News of the world». На пробах нужно было сыграть девочку, воспитанную племенем индейцев Кайова (это реальная история).
Дана за неделю до кастинга выучила нужный минимум на языке Кайова — одном из древнейших и сложнейших языков на планете.
Мы созвонились с племенем, объяснили, что нужно — они были жутко рады такому интересу и охотно помогали: натаскали Дану до уровня, когда она даже получила официальное одобрение произношения. Затем дочь научилась быстро — и очень круто — стрелять из лука; а еще она умеет плавать на каноэ и ездить верхом. Поможет ли весь этот опыт получить роль? Не факт: кастинг национальный, такие проекты — шанс всей жизни, поэтому пробуются десятки тысяч девочек — а та, которая выиграет, запросто сможет повторить успех Милли Бобби Браун («Очень странные дела»).
Результаты кастинга могут объявить как через неделю, так и через годы: например, одна из героинь фильма «Первому игроку приготовиться» в интервью говорила, что ей позвонили через пять лет после кастинга — и начались съемки.
Впрочем, упорство и старание Даны впечатлили и ее агента, и кастинг-директоров: уже через пару дней пришло приглашение на пробы в Netflix, а в мае она выступала в двухчасовом танцевальном спектакле.
Примерно так это все и работает: чем больше стараешься, выступаешь, светишься — тем больше шансов получить роль своей мечты. Исключения редки: просто так за один день почти никто не становится звездой — это миф. В Голливуде все пашут с утра до ночи и всерьез. Это правда очень и очень тяжелая работа.
«После пары бокалов каждый второй нам уже рассказывал, что жизни в США нет»
Круг общения пришлось строить заново. Первые контакты были деловыми: риелтор, коллеги, в лучшем случае — друзья друзей. Здесь достаточно разношерстное русскоязычное комьюнити: есть те, кто настроен позитивно и вовсю работает, воплощая свои мечты, а есть и вечно разочарованные жизнью. В первые месяцы после приезда попали на мероприятие, где все начиналось за здравие, а закончилось за упокой: после пары бокалов калифорнийского каждый второй нам уже рассказывал, что жизни в США нет, все вокруг тлен и надо срочно уезжать обратно. В общем, «спасайте свои жизни»! С тех пор на какие-то большие сходки соотечественников стараемся не попадать — гораздо больше нам нравится ходить в гости и принимать у себя тех, с кем приятно общаться и строить планы.
Легко ли подружиться с американцами — вопрос сложный. Тут ведь как: иранцы, израильтяне, русские, европейцы и африканцы — все американцы. У каждого свои культурные особенности, привычки и так далее.
В среднем по больнице американцы очень дружелюбны: они улыбаются, хвалят вас, ваши идеи, проекты и начинания, они искренне счастливы вас узнать, но зачастую это все пшик.
Здесь принято говорить «Wow!» и восторгаться друг другом, но без обязательств. Впрочем, если вы сможете таки пересечь черту показной дружбы и подружиться с американцами по-настоящему — они такие же прекрасные люди, как и мы все: помогают в трудный момент, дают дельные советы и пьют вино и водку с задорными тостами.
Лично я по Москве не скучаю. Родственники и встречи с друзьями — единственное, чего не хватает, но чтобы «плакать по березкам» — такого не бывает. Мы были в России год назад, и ощущение, что хоть что-то изменилось и вдруг стало лучше, привлекательнее, а нам хочется вернуться — не возникло ни на секунду.
Москва красива, современна, в ней дешевле развлекаться. А Лос-Анджелес — это современная деревня, идеальная для семейных людей и тех, кто умеет продать снег эскимосам: то есть либо амбиции, либо желание жить спокойной семейной жизнью — два подхода, которые настраивают вас на правильный лад при переезде.
Что будет дальше? Все, что захотим. Ради этого и переезжали.