Чем вдохновиться
Прежде чем ехать в любое путешествие, нужно полюбить то место, куда направляешься. Нет для этого лучшего метода, чем просмотр кино, а иранский кинематограф — один из самых экспрессивных в мире. Он неразрывно связан с политической и религиозной цензурой, действующей в стране, поэтому «разговаривает» со зрителем на языке метафор и очень поэтично. Глядя на героев, можно понять, как живут и о чем думают современные иранцы. Кино, как и многие культурные сферы Ирана, жестко регламентировано свыше — конечно, никакой обнаженки и страстных поцелуев, все актрисы должны быть с покрытой головой, западная музыка за кадром неприемлема. Поэтому многие фильмы Джафара Панахи сняты в салоне собственной машины, где ему позволено поднимать самые острые социальные темы.
Женское право — главная боль иранского общества. По сравнению с почти полной свободой в 60-х, сейчас иранская женщина находится в очень уязвимом положении, даже несмотря на доступность образования в больших городах и слабое представительство в политике. Все еще в ходу домашнее насилие, легализованное государством — если оно совершается за закрытыми дверями, существуют ограничения в профессиях и табу на сексуальность. При этом в кино, очень мужской сфере, удалось пробиться нескольким женщинам-режиссерам, в том числе жене и дочерям известного национального кинематографиста Мохсена Махмальбафа.
Фильмом, который расскажет вам о внутренней жизни современных столичных семей, станет «Развод Надера и Симин» (Асгар Фархади, 2011). Фильм-лауреат премий «Оскар» и «Золотой медведь» как лучший фильм Берлинского кинофестиваля.
В картине «Такси» (Джафар Панахи, 2015) за рулем — сам режиссер ленты, который колеси по Тегерану и снимает на камеру совершенно разных людей — раненого мотоциклиста с его женой, племянницу бывшего соседа, адвоката Насрин Сотоудех. Через разговоры с пассажирами Панахи показывает образ современной жизни в Иране с его ценностями и чаяниями. И, конечно, город.
После выхода картины «Мой продажный Тегеран» (Граназ Мусави, 2009) исполнительницу главной роли Марзие Вафамер приговорили к 90 ударам плетью и году тюремного заключения. Сама лента запрещена к показу в Иране и распространяется там нелегально
Фильм рассказывает о жизни актрисы, которую власти преследуют за сомнительное творчество и в результате ставят перед выбором: эмиграция или полное подчинение иранскому этикету.
Фильм «Крупный план» (Аббас Киаростами, 1990) воплотил реальную историю о суде над человеком, который выдавал себя за кинорежиссера Мохсена Махмальбафа, обманывая семью и обещая им роли в своем новом фильме. Все герои истории сыграли самих себя. Кстати, в 2012 году британский журнал о кино Sight & Sound включил эту ленту в список «50 величайших фильмов всех времен».
Если хотите увидеть, что такое иранские музыкальные тусовки — вот вам фильм «Рейв в Иране» (Сьюзан Мейерс, 2016). Показ фильма в России запланирован на осень и пройдет в рамках фестиваля Beat Weekend 2019. Это история о том, как пара диджеев умудряется проводить вечеринки с электронной музыкой, которая официально в Иране запрещена. Режиссер снимала фильм не только на камеру, но и на айфон, который лежал у нее в кармане с дыркой, а карты памяти она держала в лифчике.
Как одеваться
Поскольку это страна исламского мира, где с каждым годом религиозное влияние становится все жестче, нужно помнить главное: сексуальность тут не в почете, поэтому чем скромнее вы будете выглядеть, тем вам будет комфортнее. Бурку — традиционное иранское одеяние женщины — в Тегеране вы вряд ли встретите. Здесь популярны платья и туники с длинным рукавом, под ними, как правило, лосины, узкие штаны или джинсы. Верх должен быть довольно свободным, а бедра непременно закрыты.
Если вы любите воркаут — учтите, что первый в Иране беговой марафон для женщин с успехом провалился. Но коль вы решили позаниматься спортом, одевайтесь примерно так же, как и на прогулку по городу, с той лишь разницей, что вместо джинсов у вас будут спортивные тайтсы, а на ногах — кроссовки. В остальном — покрытая голова, закрытые бедра и так далее. На ресурсе WomensRunning бегу в Иране посвящена целая статья.
В 2017 году иранская бодибилдерша и королева Instagram Ширин Нобахари сделала «откровенный» пост , где показала свои бицепсы, будучи в футболке. За это ее немедленно арестовали и даже не позволили отделаться штрафом — пришлось пару месяцев посидеть в тюрьме
Зато макияж тегеранских женщин компенсирует с лихвой все недостатки дресс-кода. Да и с цветовыми решениями пока что — полная свобода.
Куда ходить и что смотреть
Музей современного искусства
Сюда стоит идти не только за тем, чтобы посмотреть на работы Кандинского, Джексона Поллока, Ван Гога, Пикассо и Клода Моне, но и чтобы познакомиться с современной иранской молодежью. Именно здесь собираются местные хипстеры. Лично нам нравится здесь наблюдать именно за людьми и изучать их образы: современная иранская мода — очень интересное явление.
Etemad Gallery
Для иранцев искусство — единственный способ говорить о том, что их на самом деле волнует. Чтобы узнать повестку дня, отправляйтесь в Etemad Gallery. Здесь выставляются местные современные художники, которые в своих работах поднимают остросоциальные темы. Но помните, что иранское искусство — язык метафор, поэтому старайтесь читать между строк.
Бывшее посольство США
Знаковое для всего Ирана место, которое есть в каждом путеводителе, но которое просто нельзя не упомянуть. После захвата посольства революционерами в 1979 году это место превратилось в антиамериканский музей «Шпионское логово». Все его стены разрисованы граффити, которые и являются причиной притяжения туристов. Внутрь попасть тоже можно, но только в феврале.
The Jomeh (Friday) Bazaar
Из-за политики и санкций шопинг в классическом понимании в Тегеране отсутствует, поэтому привезти отсюда можно только что-то местного производства. Всем знаменитым базарам мы предпочитаем пятничный блошиный рынок The Jomeh (Friday) Bazaar. Если покопаться, то можно найти старые журналы дореволюционных времен, ковры ручной работы, национальные украшения.
Где есть и пить
Naderi Cafe
Бесспорно, самое знаменитое кафе в Тегеране. Оно было построено в 1928 году армянским иммигрантом Хачиком Медикянцом и уже в 40-х стало излюбленным местом иранских литераторов. Сейчас сюда ходят за тем же крепким кофе, что некогда пили Садек Хедиат, Симин Данешвар и Джалал аль-Ахма, и, конечно, за историями и атмосферой прошлого.
Cafe Nazdik
Nazdik чем-то напоминает небольшие нью-йоркские кафе. Тегеранская молодежь обычно идет сюда, чтобы почитать (вдоль стен стоит несколько книжных шкафов, в том числе с достаточно редкими изданиями) и, конечно, выпить чашку кофе. К слову, многие местные уверяют, что кофе здесь чуть ли не лучший в городе.
Sam Cafe
Отличное место для завтрака. Гранола, вафли с шоколадной пастой, круассаны и несколько видов фирменного кофе и традиционных иранских напитков — все так вкусно, что сразу понятно, почему это место так популярно среди местных. Если хотите с кем-нибудь познакомиться, то садитесь за большой общий стол, его так и называют — community table.
Divan
Это лакшери по-ирански. Divan находится на последнем этаже торгового центра в модной и дорогой северной части города. Цены соответствующие — средний счет может достигать примерно 3000 рублей, что потянет далеко не каждый иранец. Основная идея — современная иранская кухня с претензией на фьюжн. В общем, место действительно интересное — в том числе благодаря отличному панорамному виду.
Что нужно знать заранее
Иранцы не арабы, не приветствуйте их по-арабски — лучше выучите немного слов на фарси — персидском, именно на нем разговаривают иранцы наряду с французским и английским.
Лучшее время для посещения Ирана — это с конца февраля по конец мая. Летом там температура достигает 40 градусов, хотя в Иране очень много разных температурных зон из-за гор. Худшее время для путешествий — двухнедельные иранские каникулы в Навруз (праздник отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия. — Прим. Salt Mag). Все проводят время с родственниками, кафе и магазины попросту закрыты.
Иран — страна кэша. Банкоматы не принимают иностранные карты, а охотнее всего обмениваются евро. Иран недавно ввел специальную карту для иностранных путешественников в формате pre-paid под названием Mah Card. Вы регистрируетесь в системе онлайн, и карта встречает вас в отеле по прибытии, на ней уже будет запрошенная вами сумма.
Официальной валютой Ирана является риал, но все цены указаны в томанах. 1 томан = 10 риалам, просто иранцы не хотят иметь дело с нулями
Иран — на редкость безопасное место с отличными дорогами и множеством железнодорожных и автобусных маршрутов. В Тегеране кроме автобусов и метро есть мототакси, стоимость поездки на метро составляет 10 000 риалов, то есть около 10 рублей. Если решили взять машину на прокат, будьте готовы к самому экстремальному вождению — водители-иранцы самые непредсказуемые в мире.
Facebook, Twitter и YouTube заблокированы в Иране так же, как и туристические блоги, которые пишут про Израиль. Instagram при этом открыт, хотя является частью корпорации Facebook. Для того чтобы пользоваться Сетью в привычном режиме, заранее установите VPN.
Забудьте про алкоголь и наслаждайтесь местным кофе и ближневосточной чайной традицией.
Heels on Wheels — проект путешествий в формате Girls Getaways. Его основательницы Екатерина Ксенофонтова и Ольга Панина познакомились, когда работали вместе в одном из крупнейших турагентств Санкт-Петербурга. Во время совместной поездки по Калифорнии в национальном парке Йосемити они встретили группу девушек, путешествующих по заповеднику с рюкзаками и палатками. Девичья компания и вдохновила Екатерину и Ольгу на создание собственного travel-проекта Heels on Wheels («Каблуки на колесах») — для «девушек Бонда», которые могут в этой жизни все: и на кататься на джипах по пустыне, и управлять парусной яхтой, и блистать на вечеринке.
Первоначально основательницы проекта делали ставку на инстаграмные направления, вроде лавандовых полей Прованса и воздушных шаров Каппадокии, но со временем решили перейти на другой, более смелый формат. Сейчас Heels on Wheels выбирают нетривиальные направления — Иорданию, Узбекистан, Иран, Индию, Кубу и Мексику. Другая фишка Heels on Wheels — женский яхтинг. И Екатерина, и Ольга — яхтсменки уровня International Bareboat Skipper, поэтому знают о путешествиях под парусом все. Среди главных направлений — Сейшелы, Карибы, Ибица, а с недавних пор еще и Норвегия.