История маскотов
Официальный справочник маскотов (от аглийского mascot — талисман на удачу. — Прим. Salt Mag) Международного олимпийского комитета (МОК) гласит, что талисманы являются культурной эмблемой своего уникального города-организатора. Разумеется, зверушки-маскоты приносят городу и стране проведения игр колоссальный доход — в Рио-де-Жанейро объем продаж Винисиусов (желтый зверек, выбранный символом) составил 400 млн долларов, а их разработка стала колоссальной нагрузкой на оргкомитет и ночным кошмаром дизайнеров. Потому что это действительно трудоемкий процесс, требующий глубокого погружения в национальную семантику. Но не для студии Артемия Лебедева.
Первым олимпийским талисманом была живая собака — шотландский терьер Смоки, который родился в Олимпийской деревне прямо перед началом игр в Лос-Анджелесе в 1932 году. Для него был сшит специальный костюмчик с олимпийскими кольцами, который надевали на Смоки по большим праздникам в течение его недолгой жизни. В 1968 году во французском Гренобле придумали «Лыжшика Шусса», который стал первым талисманом Олимпийских игр — с него началась традиция спортивных маскотов. Следом Мюнхен укрепил начинание с помощью рисунка таксы по имени Вальди, которая была символично раскрашена в радужные цвета. Ее автором стал дизайнер Отто Айхер, который является автором лого «Люфтганзы». После Мюнхена процесс выбора талисманов стал официальной частью работы каждого олимпийского оргкомитета, а результаты трудов — порой самыми ошеломляющими.
Странные талисманы Олимпийских игр
Амик. Монреаль, 1976
Амик — означает «бобер» на алгонкине, языке племен индейцев, которые когда-то проживали на территории Монреаля в Канаде. Пожалуй, если бы канадцы не считали бобров неотъемлемой частью культуры — так и оставаться Амику бесформенной «печенью с хвостом», которую к тому же обернули в олимпийскую ленту. Бобер также изображен на пятицентовой канадской монете и почитается за терпение и «трудолюбие», в котором бобру проигрывает, пожалуй, только дятел. За бобра нужно сказать спасибо местному дизайнеру Жоржу Уэлю, который до этого создал постер для Expo'67 в Монреале. Жорж руководствовался главным принципом — простотой и лаконичностью символа. «Я хотел работать с одним объектом, чисто и аккуратно», — говорил он о бобре.
Миша. Москва, 1980
Созданный из архетипической любви иностранцев к русским — «vodka, mishka, balalaika» — Миша стал одним из самых любимых символов в истории Олимпийских игр и чудаковатым воплощением советской мультипликационной стилистики. Автором персонажа является книжный иллюстратор Виктор Чижиков. Для игр в Москве был создан аэростат в виде мишки, который конструировали инженеры космического завода под Сергиевым Посадом. Была идея сделать Мишку управляемым, и на испытаниях в одну из лап поместили рулевого инженера, в результате и кукла, и инженер сгорели — такая у Миши карма. Во время запуска талисмана на закрытии Олимпиады авиадиспетчеры специально для Мишки предоставили воздушный коридор.
Сукки, Нокки, Лекки и Тсукки. Нагано, 1998
Эти персонажи скорее могли бы стать ночным кошмаром Гегеля с размножившейся совой Минервы. На самом деле эти психоделические создания — снежные совы, которые символизируют четыре стихии. Сов назвали The Four Snowlets, а авторами выступило агентство Landor Associates, которое создавало талисманы для игр в Атланте и в 2002 — для Солт-Лейк-Сити. Художники вдохновлялись диснеевской стилистикой 90-х, особенно по части цветовых решений. Профессиональные дизайнеры считают этот символ одним из самых удачных.
Февос и Афина. Афины, 2004
Прообразом персонажей стали древние куклы, которые были обнаружены в Греции при археологических раскопках. Дизайнеры создали точную копию этих кукол — брата и сестры Аполлона и Афины, богов из античного Пантеона. Только после длительных объяснений афинского оргкомитета зрители поняли, кто это такие, — потому как весь мир уже успел заключить, что греки решили сделать талисманами игр пару кондомов. Спортивный обозреватель NBC Боб Костас назвал этих жертв греческого дизайна «генетическим экспериментом, в котором что-то пошло не так». На самом деле дизайнер Спирос Гогос, который стал автором эскиза талисманов, вдохновлялся вовсе не греческой мифологией, а тем более археологией, а сериалом «Симпсоны».
Венлок. Лондон, 2012
Одноглазое чудо, которое, вопреки традиции, вовсе не зверь — это Венлок. Вместе со своим «братом» Мэндвиллем они являются последними каплями стали, которые пошли на строительство лондонского стадиона. Огонек на голове Венлока — это отсылка к лондонским кэбам, глаз — камера BBC, три выступа на макушке — олимпийские пьедесталы почета, а браслеты на запястьях — символ дружбы и расположения, а может, и толерантности. Дизайн стоил «всего несколько тысяч фунтов», но на его совершенствование ушло два года.
Работу выполняло агентство Iris на основе мнения более 300 фокус-групп, 49% из которых были специалистами по маркетингу. Однако то ли в силу фаллоцентричности мироздания, то ли — людской испорченности, но Венлока тут же назвали «пенисом». Организаторы связались с дизайнерами, которые объяснили, что ни один из опрошенных ничего непристойного не сказал. «Да, но это же чертов пенис», — сказали в Locog (организация, которая отвечала за проведение игр в Лондоне. — Прим. Salt Mag). После этого британские маркетологи были официально признаны «идиотами», а в Твиттере собралась целая коллекция ассоциаций, которые вызывал Венлок. Преобладали: «пенис», «насадка для душа» и «клешня лобстера».
Леопард, Белый Мишка и Зайка. Сочи, 2014
На символизм до выбранной троицы претендовали «дельфин на лыжах», «гипножаба „Зойч“» и интернет-мем «педобир», которых предлагало большинство посредством интернет-голосования. Но, как известно, в России с мнением большинства не принято считаться, а выбором талисмана занялось жюри, в составе которого почему-то оказались Юрий Башмет, Олег Табаков и Николай Дроздов — последний хотя бы мог конструктивно критиковать достоверность животной анатомии.
Победившие символы были раскритикованы с разных сторон, особенно художником Виктором Чижиковым за «явный плагиат» в отношении Белого Мишки — им был поднят настоящий скандал . В свое время за «Мишу» ему заплатили аж 1000 рублей, что по советским меркам было равно целому состоянию. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России обвинил дизайнеров в незнании фауны: «Организаторам стоит определиться, кто это — снежный барс или переднеазиатский леопард», — высказались биологи. Дизайнеры указали на умильную пошлость персонажей, слизанных с китайских игрушек, и отсутствие вкуса у российских чиновников.
На десерт
Этой весной были представлены талисманы российской команды, которые станут нашим руководством по стилю на Олимпийских играх в Токио 2020. Авторы талисманов — кто бы вы думали — сотрудники «Студии Артемия Лебедева». Дизайнеры создали Мишку-неваляшку и Кота-ушанку — существ намеренно недружелюбных и даже не по-спортивному неулыбчивых. «Единственная эмоция, застывшая на этих лицах — спортивная злость, так необходимая для побед.
Талисманы «Команды России» — это и символы Олимпийского комитета России, и талисманы нашей команды. Поэтому и кот, и медведь иногда добрые и милые, а когда нужно — по-спортивному злые», — рассказали лебедевцы. Комментарии? Нет комментариев.