«Гранж — это ужасно»
Осознать силу и авторитет Сьюзи Менкес помогает тот факт, что ее работа способна повлиять на карьеру дизайнера. Во время Недели моды в Милане в 1993 году Менкес раздавала значки с надписью «Grunge is Ghastly» («Гранж — это ужасно»), резюмируя тем самым свое отношение к прошлогодней гранжевой коллекции Марка Джейкобса для бренда Perry Ellis. В 90-е Джейкобс понимал, что гранж-музыканты — своеобразные инфлюенсеры своего времени, что молодежь готова переобуваться в Dr. Martens, носить клетчатые рубашки Курта Кобейна и платья-комбинации его жены Кортни.
Менкес и другие критики и представители индустрии не приняли коллекцию. Кэти Хорин писала в Washington Post, что «музыкальная сцена Сиэтла, породившая дерзкую Кортни Лав, выглядит устаревшей, как только попадает на подиум», а ритейлеры сравнивали одежду из коллекции с подростковой барахолкой все того же Сиэтла. Последним ударом стала реакция Курта и Кортни.
В интервью для WWD они сказали, что получили от Джейкобса одежду и сожгли ее. Объяснение было простым: «Мы были панками и не любили такие вещи». Коллекция во славу гранжа так и не поступила в производство и последующую продажу, а Марка Джейкобса уволили с позиции креативного директора Perry Ellis.
«Марк Джейкобс разочаровывает странным шоу»
Во второй раз Менкес обрушилась на Марка Джейкобса в 2007 году. Поводом послужила не только очередная коллекция, но и все шоу в целом, по организации которого Сьюзи прошлась не менее сурово, чем по самим нарядам. Менкес не понравилось многое: шоу началось с непростительной задержкой в 2 часа, папарацци было слишком много, а приглашенные на показ отнеслись к мероприятию, как к вечеринке. Не понравился и сам Марк Джейкобс: «В мире „Джейкобса в стране чудес“ конец стал началом, когда он выбежал на аплодисменты, а затем модели пошли в обратном порядке по подиуму. Мартин Маржела делал так еще 10 лет назад».
В своей рецензии на коллекцию Сьюзи особенно акцентировала внимание на плагиате: «Одежда — слабая версия дизайна, который давно был создан Comme des Garçons»; «эхо-камера* уже существующих идей: от романтичных леди 20-х годов Джона Гальяно до самостоятельных поисков Джейкобса в винтажном шкафу», но и эти поиски по итогу дали «мрачное и не слишком оригинальное видение винтажной одежды».
В ответ на критику Джейкобс заявил, что никогда и не отрицал влияния Рей Кавакубо и Мартина Маржелы, но у него есть свой взгляд на идеи, которые он находит интересными.
Сьюзи Менкес о супермоделях
Менкес стала одной из первых, кто заговорил о феномене «культа супермоделей» в 90-е годы. В 1991 году она писала: «Дизайнеры и покупатели обеспокоены тем, что растущие затраты на шоу повышают цены на коллекции, а образ, созданный супермоделями, может отталкивать покупателей». Таким образом, Менкес положила начало многолетнему спору о супермоделях и их влиянии на индустрию моды, покупателей и, самое главное, простых женщин. Последние, стремясь обрести схожесть с «девушками с обложек», изнуряли себя диетами и были готовы пойти на крайние меры для воссоздания модельной внешности и образа жизни.
«3 свадьбы и один карнавал Dior»
Пока Джон Гальяно занимал пост креативного директора Dior, Сьюзи Менкес успела обвинить его в том, что он стал чересчур скучным на новом посту. Но стоило Гальяно покинуть должность после скандалов, как заметно заскучала Менкес. В своей рецензии на первую после ухода Гальяно коллекцию Dior Couture 2011 она писала: «Несмотря на вихрь шифона, яркие цвета и заводную музыку, не получилось скрыть одного фундаментального факта. Независимо от последних обвинений, Джон Гальяно принес в дом Dior утонченную и изысканную легкость, которая после его ухода разлетелась, как конфетти на ветру».
Платья из коллекции, по мнению Сюзи, выглядели сырыми, будто были вдохновлены бразильскими дождевыми лесами или, возможно, принтами Prada.
«Люди за пределами модных показов похожи на павлинов»
Один из лучших своих материалов под названием «The Circus of Fashion» («Модный цирк») Менкес посвятила совсем не дизайнерам, а современному фэшн-сообществу и блогерам. Она, старожил индустрии, вспоминала 90-е годы. «Однажды нас назвали „черными воронами“ — толпу людей, собравшихся возле заброшенного здания в Даунтауне, с головы до ног одетых в Comme des Garçons и Yohji Yamamoto. Мы выстраивались плечом к плечу, чтобы попасть на андеграундные модные показы в 90-е», — писала Менкес и тут же сравнивала посетителей современных показов с павлинами, которые начищают перышки и позируют перед фотографами. Теперь весь спектакль переместился с подиума в тусовку, которая разворачивается перед началом показа. По мнению Менкес, все это превратилось в «звездный цирк», где люди становятся известными благодаря лишь факту своей популярности.
Кроме того, в статье от маститого модного критика достается и большинству фэшн-блогеров, порожденных современными технологиями, лишь немногих из которых можно назвать настоящими критиками.
Сейчас Сьюзи сотрудничает с издательством Conde Nast и ведет личный блог в Instagram. Ее рецензии публикуются на сайте Vogue, а в аккаунте — фотографии с показов, снимки в компании с дизайнерами и просто личные кадры без привязки к фэшн-тематике. В материалах Сьюзи стала лояльнее — реже поднимает острые вопросы, осторожно комментирует творчество дизайнеров, но все знают: в случае чего, она еще может высказаться.
Эхо-камера — понятие в теории СМИ, описывающее ситуацию, в которой определенные идеи и высказывания усиливаются путем передачи сообщения или его повторения в закрытой системе.