«Оно живое!»: как мода год за годом переосмысливает монстра Франкенштейна | Salt

«Оно живое!»: как мода год за годом переосмысливает монстра Франкенштейна

Явление
Евгения Башурина
Евгения Башурина
16 июня 2020, 9:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Оно живое!»: как мода год за годом переосмысливает монстра Франкенштейна
SALT-collage
Лето 1816 года Мэри Годвин провела в Женеве с Джорджем Байроном и будущим мужем Перси Шелли, просила называть себя «миссис Шелли» и коротала вечера за долгими литературными беседами. 16 июня компания развлекала себя страшными сказками, после чего Мэри приснился кошмар. «Мне привиделся бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино», — писала она в своем дневнике. Во сне она видела доктора Виктора Франкенштейна и его монстра — персонажей будущего готического романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». Творение Шелли оказало большое влияние на популярную культуру, кино, телевидение и моду, которая цитирует чудовище Франкенштейна довольно часто. Рассказываем, как с наследием готической литературы обращался Александр Маккуин, сестры Малливи и Миучча Прада.

Givenchy, Eclect Dissect, осень 1998

Александр Маккуин хорошо знал свою богатую родословную. Среди его предков — обвиненная в колдовстве Элизабет Хоу из Салема и неназванная владелица гостиницы, в которой погибла одна из жертв Джека Потрошителя. Неуловимому викторианскому маньяку Маккуин посвятил выпускную коллекцию «Джек Потрошитель преследует своих жертв» в Сент-Мартинс, куда вошли платья с изображением колючей проволоки и украшения из человеческих волос.

Courtesy of Givenchy

Маккуин не раз был замечен в любви к готике и викторианской эпохе с ее ужасами. Созданная дизайнером во время работы в Givenchy коллекция Eclect Dissect объединила в себе множество референсов. Ее сюжетом стала история о викторианском враче, который убивал и расчленял красивых женщин. Подобно Виктору Франкенштейну, он собирал из фрагментов женских тел новых существ. Коллекцию, полную деталей, образов и отсылок, многие не поняли.

Сьюзи Менкес писала , что Маккуин переиначивает назначение высокой моды — она, по мнению критика, должна делать все, чтобы женщины чувствовали себя прекрасными. Но у Александра Маккуина стояла иная задача. Каждой коллекцией (от «изнасилования Шотландии» до расстрела семьи Романовых) он хотел показать и выявить то, что действительно скрыто в человеческих душах.

Alexander McQueen, Voss, весна 2001

Коллекция Voss заслуженно считается лучшим шоу в модной истории. Для показа был построен огромный стеклянный куб, а само шоу не начиналось около часа — Маккуин сидел перед камерами и наблюдал, как зрители отводят глаза от собственного отражения в декорациях. Обстановка на подиуме напоминала интерьер психиатрической больницы, по которой медленно двигались модели в сложных платьях из перьев и с чучелами птиц на головах. Отсылку к Франкенштейну можно увидеть в нарядах из лент — в таком на подиуме появляется Кейт Мосс. Это платье у многих поклонников творчества Маккуина ассоциируется с одеждой Невесты Франкенштейна из одноименного фильма — она была перевязана бинтами на манер мумии.

Rodarte, осень 2009

Классический образ монстра Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа пришел в голову сестрам Малливи в ходе работы над коллекцией. В интервью они говорили, что думали о строительстве и разрушении, прежде чем окончательно сформировать посыл новой работы. Так, в коллекции появились текстуры, больше всего похожие на куски хаотично сшитой человеческой кожи. Кроме того, модели носили высокие кожаные сапоги, перевязанные многочисленными ремнями. «Как смирительные рубашки», — резюмировала после показа Лора Малливи. В 2020 году Rodarte вновь вернулись к изображению персонажей хорроров и посвятили коллекцию вампирам.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Древний Египет глазами дизайнеров: как образ Клеопатры повлиял на индустрию моды Тенденции Древний Египет глазами дизайнеров: как образ Клеопатры повлиял на индустрию моды

Christopher Kane, весна 2013

Показ Кристофера Кейна «Весна 2013» начался с обычных монохромных нарядов, но постепенно обрастал интересными деталями. За прозрачными винтами, скрепляющими жакеты, появились асимметричные платья, намеки на смирительные ремни и куски изоленты. Очевидная отсылка к идее коллекции промелькнула на шоу всего один раз — на футболке с изображением монстра Франкенштейна.

Prada, мужская коллекция весна 2019

О чудовище Мэри Шелли в мужской коллекции Prada 2019 напоминали ремни, изображения на одежде, сочетание тканей и фактур. Получилось одновременно мрачно и изящно. За кулисами после показа госпожа Прада рассказала, что ссылалась на монстра Франкенштейна как на создание с большим сердцем, которое ищет любовь. Больше всего Миуччу вдохновила история самой Мэри Шелли — изначально роман «Франкенштейн, или современный Прометей» был выпущен анонимно, многие думали, что его автор — мужчина. Спустя годы, когда книга была издана-под именем Мэри, не все поверили, что это ее работа.

Prada, осень 2019

Миучча Прада уверена, что современность — это симбиоз «романтики и страха», главных идей романа Мэри Шелли. «Это отражает наш мир, где много опасности, страха и войн. Романтика несет идеи оппортунизма, доброй воли и хорошего настроения. Это противоположность страху», — рассуждает дизайнер. Готические символы в этой коллекции становятся еще очевиднее. Они в косах Уэнсдей Аддамс, черном кружеве, аппликациях из роз и изображениях создания Франкенштейна на одежде.