Givenchy, Eclect Dissect, осень 1998
Александр Маккуин хорошо знал свою богатую родословную. Среди его предков — обвиненная в колдовстве Элизабет Хоу из Салема и неназванная владелица гостиницы, в которой погибла одна из жертв Джека Потрошителя. Неуловимому викторианскому маньяку Маккуин посвятил выпускную коллекцию «Джек Потрошитель преследует своих жертв» в Сент-Мартинс, куда вошли платья с изображением колючей проволоки и украшения из человеческих волос.
Маккуин не раз был замечен в любви к готике и викторианской эпохе с ее ужасами. Созданная дизайнером во время работы в Givenchy коллекция Eclect Dissect объединила в себе множество референсов. Ее сюжетом стала история о викторианском враче, который убивал и расчленял красивых женщин. Подобно Виктору Франкенштейну, он собирал из фрагментов женских тел новых существ. Коллекцию, полную деталей, образов и отсылок, многие не поняли.
Сьюзи Менкес писала , что Маккуин переиначивает назначение высокой моды — она, по мнению критика, должна делать все, чтобы женщины чувствовали себя прекрасными. Но у Александра Маккуина стояла иная задача. Каждой коллекцией (от «изнасилования Шотландии» до расстрела семьи Романовых) он хотел показать и выявить то, что действительно скрыто в человеческих душах.
Alexander McQueen, Voss, весна 2001
Коллекция Voss заслуженно считается лучшим шоу в модной истории. Для показа был построен огромный стеклянный куб, а само шоу не начиналось около часа — Маккуин сидел перед камерами и наблюдал, как зрители отводят глаза от собственного отражения в декорациях. Обстановка на подиуме напоминала интерьер психиатрической больницы, по которой медленно двигались модели в сложных платьях из перьев и с чучелами птиц на головах. Отсылку к Франкенштейну можно увидеть в нарядах из лент — в таком на подиуме появляется Кейт Мосс. Это платье у многих поклонников творчества Маккуина ассоциируется с одеждой Невесты Франкенштейна из одноименного фильма — она была перевязана бинтами на манер мумии.
Rodarte, осень 2009
Классический образ монстра Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа пришел в голову сестрам Малливи в ходе работы над коллекцией. В интервью они говорили, что думали о строительстве и разрушении, прежде чем окончательно сформировать посыл новой работы. Так, в коллекции появились текстуры, больше всего похожие на куски хаотично сшитой человеческой кожи. Кроме того, модели носили высокие кожаные сапоги, перевязанные многочисленными ремнями. «Как смирительные рубашки», — резюмировала после показа Лора Малливи. В 2020 году Rodarte вновь вернулись к изображению персонажей хорроров и посвятили коллекцию вампирам.
Christopher Kane, весна 2013
Показ Кристофера Кейна «Весна 2013» начался с обычных монохромных нарядов, но постепенно обрастал интересными деталями. За прозрачными винтами, скрепляющими жакеты, появились асимметричные платья, намеки на смирительные ремни и куски изоленты. Очевидная отсылка к идее коллекции промелькнула на шоу всего один раз — на футболке с изображением монстра Франкенштейна.
Prada, мужская коллекция весна 2019
О чудовище Мэри Шелли в мужской коллекции Prada 2019 напоминали ремни, изображения на одежде, сочетание тканей и фактур. Получилось одновременно мрачно и изящно. За кулисами после показа госпожа Прада рассказала, что ссылалась на монстра Франкенштейна как на создание с большим сердцем, которое ищет любовь. Больше всего Миуччу вдохновила история самой Мэри Шелли — изначально роман «Франкенштейн, или современный Прометей» был выпущен анонимно, многие думали, что его автор — мужчина. Спустя годы, когда книга была издана-под именем Мэри, не все поверили, что это ее работа.
Prada, осень 2019
Миучча Прада уверена, что современность — это симбиоз «романтики и страха», главных идей романа Мэри Шелли. «Это отражает наш мир, где много опасности, страха и войн. Романтика несет идеи оппортунизма, доброй воли и хорошего настроения. Это противоположность страху», — рассуждает дизайнер. Готические символы в этой коллекции становятся еще очевиднее. Они в косах Уэнсдей Аддамс, черном кружеве, аппликациях из роз и изображениях создания Франкенштейна на одежде.