Собор Парижской Богоматери — это история Франции в камне. Место, на котором построено здание, было священным ещё до того, как появился город Париж. Сначала здесь был античный храм Юпитера, затем, в VI веке, появилась первая христианская церковь — базилика Святого Стефана. Готический собор, который мы знаем сегодня, построен из камней древнего романского храма.
Нотр-Дам можно считать энциклопедией готического искусства: рассматривая его детали, легко проследить, как менялась готика, переходя от от более тяжёлых форм романского стиля до изящных и вытянутых линий высокой готики.
Как и любой готический собор, Собор Парижской Богоматери был слишком грандиозным проектом, чтобы его мог возвести один архитектор за короткое время. Здание начали строить в середине XII века и завершили работы только через 200 лет. Если главный неф обладает более тяжеловесными формами, то трансепт (прямоугольный объем, перпендикулярный зданию, который придаёт плану форму католического креста) уже выполнен в более лёгком и изящном стиле высокой готики.
Собор не был ни самым главным, ни самым роскошным храмом средневековой Франции. Но, когда Париж усилился и стал центром политической и церковной власти, парижский Нотр-Дам обрёл совершенно особенную роль.
Он стал для страны тем же, чем для России является Соборная площадь: по сути это Благовещенский, Успенский и Архангельский собор вместе взятые.
Здесь, в Иль-де-Франсе короновали, женили и хоронили французских монархов — собор разделял и их величие, и трагедии. Во время Французской революции Робеспьер Робеспьер обезглавил каменных ветхозаветных королей на западном фасаде, а уже через несколько лет Нотр-Дам стал местом восстановления французской монархии — в 1802 году здесь в присутствии Папы короновали Наполеона.
К середине XIX века собор находился в плачевном состоянии, и власти подумывали перестроить его, как и другие «устаревшие» готические постройки. Речь даже заходила о сносе. На помощь главному символу Парижа пришёл Виктор Гюго: роман, посвященный собору, открыл всему миру глаза на красоту средневекового искусства. Книга способствовала восстановлению интереса интерес к национальной истории и бережному отношению к культурному наследию. Пресыщенные европейцы вдруг открыли для себя новый мир, который всё это время находился у них под носом. И собор был в итоге восстановлен в готическом стиле.
Вчера, когда мир впервые увидел фотографии охваченного огнем Нотр-Дама, казалось, что сердце Франции, собор, в котором молились, которым восхищались, рисовали, о котором писали книги, снимали фильмы; один из знаковых образцов готической культуры утрачен навсегда.
Сегодня пожар удалось остановить, и стало понятно, что собор, как и много раз до этого, выстоял. Конечно, оригинальные элементы пострадали: сгорела уникальная деревянная алтарная преграда с изображением Страстей Христовых, пострадал фасад южного трансепта с окном-розой, полностью сгорели часы и шпиль, возведенный в 1840-х годах по проекту Виолле ле Дюка. К счастью, уцелели многие деревянные элементы внутри здания, и уже из горящего собора удалось вынести важные реликвии: терновый венец Христа и часть креста, на котором был распят Христос. Часть украшений фасада — статуи апостолов и горгульи XIX века — находились на реставрации и избежали пожара.
Утрата оригинальных средневековых памятников — всегда трагедия. Но в случае с собором Парижской Богоматери у нас есть надежда, что потери обратимы.
У всех нас есть надежда.