«Не надо меня фетишизировать только потому, что у меня седые волосы. Угадайте, что с вами обязательно случится? Вы постареете. Этого боится большинство, но старость неизбежна, и лучшее, что вы можете сделать, это управлять уровнем стресса и поддерживать свое тело здоровым. Тогда вы будете чувствовать себя — и выглядеть — хорошо, независимо от того, сколько вам лет». Так думает и делает Лин Слейтер, одна из самых интересных фигур в мире стиля и инфлюенсер, превративший одежду в философию возраста.
Ей 66 лет, она — автор и идеолог собственного блога под названием Accidental Icon и профиля в Instagram с более 600 тыс. фолловеров. У нее прекрасный вкус, идеальная осанка, густая и безупречно ухоженная седина, которую она отказывается красить. У нее есть доступ к лучшим нарядам от Issey Miyake и Comme des Garçons, которые она получает в награду за посты, коллекция винтажных кимоно, массивных солнечных очков и дорогой бижутерии, и все это Лин миксует, словно экспериментирующий со стилем подросток.
Помимо того, что Слейтер — «икона», она также является матерью, бабушкой и профессором социологии и к моде не имела никакого отношения. Да и знала всего нескольких дизайнеров, одежду которых носила — зато каких!
Она обожает Рей Кавакубо, а ее любимым местом для прогулок является Dover Street Market (дорогой брендовый ритейлер, созданный Кавакубо. — Прим. SaltMag).
Рядом с ней обычно молодой ученый из Sloan Kettering Institute по имени Келвин Лом, который с первого снимка является постоянным автором фотографий для блога Accidental Icon, а заодно и «партнером по жизни», как называет его Слейтер. Именно Келвин убедил ее: «Хватит коллекционировать комплименты, просто возьми и сделай свой блог».
Как-то Лин просто надела свой будничный наряд, и они с Келвином вышли на улицы Нью-Йорка, чтобы сделать несколько фото для Instagram. Это было началом ее социального эксперимента: как стать «случайной иконой», оставаясь собой.
С детства она воплощала мятежный стиль и бросала вызов условностям. Слейтер родилась в пригороде Нью-Йорка, ходила в католическую школу, а потом в колледж для девушек. Все это время она была вынуждена носить форму и быть как все, это ее ужасно донимало.
«Нам не разрешалось надевать украшения, красить волосы и пользоваться помадой. Дозволялись только медальоны и четки. В итоге я собрала коллекцию примерно из 200 медальонов с разными святыми и выкладывала узоры на форме, а к поясу пришивала бусины от четок. Учителя улыбались, но молчали — формально я соблюла все правила»
Странно, что из нее не вышло дизайнера, но для прорывов в модном мире не столько нужна степень PhD, сколько умение грызть глотки и тусоваться. Именно поэтому при страстной любви к одежде ей всегда хотелось добавить к ней немного интеллектуального веса, чем она и занялась.
Первую магистерскую степень Слейтер получила в области уголовного права и вела социальную работу по поддержке женщин, переживших домашнее насилие. Сейчас она обладательница двух магистерских дипломов и PhD в области социологии.
Лин делит свое время между преподаванием в Университете Фордхэма и блогом, для которого уже наняла штат сотрудников. При этом работу с соцсетями она не отделяет от профессорской кафедры, исследуя социум через собственный стиль.
«Травма засела глубоко в женских телах». Эту травму она и взялась вытрясти. На себе она ощутила дефицит модных журналов для «зрелых» горожанок — они как бы исключены из моды, хотя у них масса интересов и пожеланий. Ее беспокоило отношение к возрасту — почему статус «пожилой» всегда должен налагать какие-то обязательства на его носителя? При этом она никогда не считала себя борцом с эйджизмом — она просто игнорирует возраст.
Лин создала свой блог как социальный проект, как исследование и оппозицию тому, что было на рынке. Соцсети дали ей инструменты, которых не было в университете — публичную площадку, где Слейтер смогла выйти на публику с заявлением: «Я хочу привлечь и объединить людей всех возрастов, которые хотят думать и говорить о моде, а не просто потреблять ее».
Первые месяцы Келвин делал только черно-белые фото. Но Лин настояла на цвете — при этом Келвин не умел работать в фоторедакторах, так что фото никак не обрабатывались, а выкладывались как есть.
Воспользовавшись случаем, Лин неожиданно появилась на нью-йоркской Неделе моды в костюме от Yohji Yamamoto с сумкой Chanel, собрав вокруг себя репортеров. Так случайно и началась история «случайной иконы».
«Своим проектом я говорю: мне не двадцать, и я не хочу, чтобы мне было двадцать. Но я весьма крута, и вот она я — смотрите». Ей удалось вывести формулу успеха инфлюенсера: всегда подлинность в цифровом и в реальном мире.
Когда Слейтер только начинала свое становление как блогера, и крупные бренды еще не обивали порог ее дома, ей пришла идея обратиться к молодым и начинающим дизайнерам, чтобы поэкспериментировать со стилем. Она с удивлением обнаружила, что вкусы креативной молодежи и ее собственные не просто совпадают — они вообще одинаково смотрят на моду.
Главным открытием был тот факт, что поколение Слейтер воспринимало возраст в искаженном виде — в форматах, навязанных обществом. Но молодое поколение не хочет, чтобы им манипулировали, у них есть собственное мнение, они сами знают, что носить, и вообще не принимают возраст в расчет. Чем индивидуалистичнее, тем моднее. Так Лин оказалась среди своих и обнаружила проблему возрастной моды: это сам возраст. Поэтому быть спонтанной и «случайной» (accidental) стало важным принципом в ее эксперименте.
Слейтер признается, что ей искренне надоело говорить о своем возрасте — а это повод, который приводит к ней большинство журналистов и брендов. Почти все заголовки ее интервью содержат цифру, а иногда того хуже — слово «бабушка». Но, по-честному, прорыв Лин не в том, что она — бабуля с университетской кафедры — надела JW Anderson c массивным ошейником и кроссовками Acne, которые носят ее студентки, но в том, что стала говорить об эстетике и о женщине в контексте возраста.
«Анализируя тысячи комментариев к моим постам и читая письма, я вижу, что влияю на культуру. Я начала менять представления людей о том, что означает „быть старше“ и „быть женщиной“. Я раздвигаю рамки навязанных категорий».
В 2019 году Лин получила награду Shorty Awards в категории «Мода» как «вдохновитель женщин всех возрастов, которые по ее примеру могут бросить вызов стереотипам через самопринятие».
Для себя самой в качестве иконы она выбрала Маргарет Джан — фотографа и крупнейшего диджитал-инфлюенсера, которая была юристом, но смогла поверить в себя и бросила карьеру ради музыки, кино и моды — и весьма преуспела. Лин боится закостенеть, она каждый день тренируется, чтобы держать в тонусе тело, изучает цифровые, политические, этические тренды, потому что хочет меняться вместе с миром. А в мире возраст становится трендом, и мода уже стирает рамки не только гендера, но и перешагивает эйджизм — Celine выбирает своим лицом 84-летнюю писательницу Джоан Дидион, YSL — Джони Митчелл, а Мэй Маск, мать Илона Маска, переживает пик карьерного успеха, подписывая очередной контракт с IMG Models.
Да и в самой моде — в отличие от модных журналов — уже не звучит это отдающее ртутью слово — возраст.