«Мертвый штиль», 1989
Главная роль в австралийском психологическом триллере «Мертвый штиль» стала для Кидман отправной точкой в карьере. Сюжет фильма основан на одноименной книге американского писателя Чарльза Уильямса. Николь Кидман и Сэм Нил сыграли супружескую пару, которая в автокатастрофе теряет сына. Чтобы справиться с потерей и отвлечься, герои отправляются в плавание. Во время путешествия они берут на борт мужчину, чья яхта потерпела кораблекрушение. По традиции жанра, мужчина (которого блестяще сыграл молодой Билли Зейн) оказывается не просто пострадавшим. Фильм имел большой успех в мировом прокате и стал для Кидман прорывом — после него она начала получать первые предложения от голливудских режиссеров. Именно после выхода «Мертвого штиля» Тони Скотт позвал ее сниматься в экшене «Дни грома», на съемках которого Кидман познакомилась с будущим мужем Томом Крузом.
«Бангкок Хилтон», 1989
Спустя полгода после «Мертвого штиля» на экраны выходит мини-сериал «Бангкок Хилтон» — за роль в нем Кидман снова получает восторженные отзывы кинокритиков и зрителей. Именно благодаря этой работе имя актрисы стало известно в России — сериал показывали по центральному телевидению, хотя многие смотрели нелицензированную версию еще до официального релиза. Сериал был спродюсирован отцом «Безумного Макса» Джорджем Миллером. В нем рассказывается история молодой австралийки, которая отправляется на поиски отца, а оказывается в бангкокской тюрьме по обвинению в транспортировке наркотиков. В картине уже тогда отчетливо прослеживался потенциал Кидман как драматической актрисы. А еще сериал может похвастаться ранними ролями Хьюго Уивинга и Ноа Тейлора!
«Дни грома», 1990
«Дни грома» — один из самых важных фильмов для Кидман, хоть и не самый выдающийся. Том Круз сыграл гонщика, она — его лечащего хирурга. Романом все закончилось не только на экране, но и в жизни — в этом же году, прямо под Рождество, пара поженилась. Спустя время, уже после развода с Крузом, Кидман признавалась, что в начале 1990-х она была готова отодвинуть карьеру на второй план ради семьи и детей (с разницей в пару лет они усыновили двоих: Изабеллу и Коннора). Мы рады, что Кидман этого не сделала.
«Умереть во имя», 1995
Первую по-настоящему культовую роль Николь сыграла у режиссера Гаса Ван Сента в криминальном триллере «Умереть во имя» — об обратной стороне телевизионной славы. Изначально главным кандидатом на эту роль была Мэг Райан, но на пробах Кидман уверенно сказала: «Мне предначертано играть эту героиню». И Ван Сент ей поверил. Роль наивной, но уверенной в себе и амбициозной телеведущей принесла актрисе ее первый «Золотой глобус». Ван Сент восторженно отзывался о профессионализме Кидман: «На съемочной площадке она была сразу готова к работе — знала каждую сцену, могла разыгрывать упражнения и знала сценарий от корки до корки».
«С широко закрытыми глазами», 1999
В 1999 году состоялась премьера эротической картины Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», ставшей последней для режиссера (фильм вышел на экран через несколько месяцев после его смерти). Перед началом съемок Круз и Кидман подписали «открытые» контракты, согласившись сниматься столько времени, сколько понадобится Кубрику. В итоге работа над фильмом шла 18 месяцев. «Многое из того, что мы сняли, я бы не согласилась делать для любого другого режиссера. Кубрик хотел сделать сцены практически порнографическими», — делилась Кидман после окончания съемок. Скандальная репутация фильма обеспечила Кидман массу внимания еще до премьеры. Круз и Кидман, будучи мужем и женой в жизни, должны были вживаться в роли супругов, чувства которых охладели.
Многие считают, что напряженная атмосфера на площадке, большое количество обнаженных сцен и эмоциональное давление, которое актеры испытывали во время съемок, негативно сказались на их семейных отношениях, которые уже и так были далеки от идеальных. Спустя полтора года после выхода фильма актеры развелись.
«Мулен Руж», 2001
За роль в мюзикле «Мулен Руж» Николь Кидман получила первую номинацию на «Оскар», второй «Золотой глобус» (уже за главную женскую роль) и еще десятки призов и номинаций на разных мировых кинофестивалях. В фильме своего земляка База Лурмана актриса сыграла куртизанку Сатин, за любовь которой борются богатый герцог и писатель-романтик без гроша за душой. Все песни актриса и ее напарник Юэн Макгрегор исполнили самостоятельно, результатом чего стал приз MTV за лучший музыкальный номер в кино.
Съемки и выход фильма совпали со сложным периодом в жизни актрисы — тогда она разводилась с Томом Крузом. В 2015 на «Мировом саммите женщин» в Лондоне актриса сказала: «В то время я бежала от своей жизни, я не могла мириться с реальностью. Но у актеров есть замечательная возможность затеряться в герое и стать другим человеком на какое-то время. Теперь, смотря назад, я понимаю, что именно это позволило мне сыграть роли, получившие наибольшее признание. Я снова вернулась к своей жизни, взяла себя в руки, на что потребовалось несколько лет, и все это время очень много трудилась, просто жила работой. Кульминацией стало то, что я получила „Оскара“ за роль в мюзикле „Мулен Руж!“».
«Другие», 2001
Участие в мистическом фильме ужасов «Другие» испанского режиссера Алехандро Аменабара стало новым шагом в карьере Николь Кидман — до него у актрисы не было ролей в картинах этого жанра. Изначально она не хотела браться за роль в столь пугающей картине с готическим антуражем (особенно после яркого «Мулен Руж») и пыталась убедить режиссера Алехандро Аменабара найти другую исполнительницу, но тот настоял. В итоге фильм ждал успех — он стал лауреатом восьми премий «Гойя» (национальная кинопремия Испании), в том числе в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура», и до сих пор считается одним из самых успешных хорроров в истории кинематографа. Кидман создала запоминающийся образ матери, проживающей вместе с двумя не переносящими дневной свет детьми в старинном особняке в ожидании ушедшего на войну супруга. Кстати, это был последний творческий союз Кидман и Круза — он выступил одним из продюсеров ленты.
«Часы», 2002
Фильм по одноименному роману пулитцеровского лауреата Майкла Каннингема, принесший Кидман ее первый и пока единственный «Оскар», считается одним из лучших в карьере актрисы. Николь сыграла великую модернистскую писательницу Вирджинию Вулф в непростой период жизни, во время написания ее главного романа «Миссис Дэллоуэй». Чтобы как можно лучше узнать и прочувствовать свою героиню, во время подготовки к съемкам Кидман с головой погрузилась в изучение специфики жизни людей с биполярным расстройством (которым страдала писательница) и внимательно ознакомилась с творчеством Вулф. Гримеры изменили облик актрисы до неузнаваемости — от внешности Кидман не осталось и следа. Две другие главные роли исполнили великолепные Джулианна Мур и Мерил Стрип — вместе с Кидман они взяли приз за лучший актерский ансамбль на Берлинском кинофестивале.
«Догвилль», 2003
В фильме датчанина Ларса фон Триера «Догвилль» Николь Кидман досталась еще одна знаковая роль — девушки, которая убегает от своего отца-гангстера и прячется в маленьком городке в горах. Его жители готовы ее укрыть и взамен практически ничего не требуют — разве что помочь с уборкой дома или детьми. Но, конечно, все оказывается намного сложнее (у Триера по-другому не бывает), и постепенно героиня видит, как на самом деле устроена жизнь в городке. Действие фильма целиком разворачивается на подмостках театральной сцены, на которой практически нет декораций — границы домов и комнат условно обозначены на полу съемочной студии.
Работа у Ларса фон Триера, как и у Кубрика, стоила Кидман много сил: «Один день мог быть сказкой, а следующий кошмаром. Ларс был со мной нежным и мягким, но когда ему это было нужно, мог абсолютно истязать эмоционально. Я не всегда понимала, что происходит. Хотя, я полагаю, актер и не должен знать, что происходит в голове режиссера».
«Рождение», 2004
Актриса продолжила выбирать сложные психологические роли — как в фильме режиссера Джонатана Глейзера «Рождение». Здесь Кидман сыграла вдову, которая встречает 10-летнего мальчика, уверяющего, что он — ее умерший 10 лет назад муж. Фильм не многие оценили по достоинству: в первую очередь его критиковали за тему, которую в кинематографе все стараются обходить, — тему любви между взрослой женщиной и ребенком. Но тем не менее игра Кидман традиционно безупречна, да и сама актриса не раз признавалась, что всегда гордилась этим фильмом и своей ролью в нем.
«Марго на свадьбе», 2007
В разговорной драме режиссера Ноа Баумбаха Кидман разыграла интенсивную семейную драму, исполнив роль писательницы Марго, которая вместе с сыном приезжает на свадьбу сестры, но оказывается в центре семейных ссор, встречаясь с обидами и недопониманием (компанию ей составили Джек Блэк и Дженнифер Джейсон Ли). Режиссер вдохновлялся Вуди Алленом и Ингмаром Бергманом и во время подготовки к роли просил Кидман посмотреть как можно больше картин этих режиссеров. Эта роль в фильмографии Кидман одна из самых неприметных, но от этого она не менее сложная и глубокая — все, как любит актриса.
«Газетчик», 2012
Этой роли от Николь Кидман не ждал никто — она сыграла эпатажную и вульгарную возлюбленную заключенного (его роль исполнил Джон Кьюсак), невиновность которого хочет доказать группа журналистов (среди них — Зак Эфрон и Мэттью МакКонахи). Знаменитая сцена, где Николь Кидман занимается бесконтактным сексом с главным героем, стала легендарной сразу после выхода фильма — сложно представить, что кто-то, кроме Кидман, справился бы с ней с таким достоинством.
«Лев», 2016
В фильме «Лев» Кидман сыграла приемную мать персонажа Дева Пателя, что принесло ей очередную номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. В интервью The Guardian актриса рассказывала, что эта роль заинтересовала ее в первую очередь из-за собственного опыта усыновления детей. Она назвала картину «любовным письмом» Изабелле и Коннору, которые остались с Томом Крузом и с которыми она, по-видимому, не поддерживает близкие отношения (на эту тему в интервью актриса предпочитает не говорить).
«Как разговаривать с девушками на вечеринках», 2017
В 2000 году Кидман уже снималась у эпатажного режиссера Джона Кэмерона Митчелла в серьезной драматической картине «Кроличья нора», за что была номинирована на «Оскар». Но фильм «Как разговаривать с девушками на вечеринках» не похож ни на один другой ни в карьере актрисы, ни в карьере режиссера. У Николь не главная роль (на первом плане — молодые актеры Алекс Шарпа и Эль Фаннинг), но самые запоминающиеся сцены в картине принадлежат именно ее персонажу — стильной королеве андеграунда по имени Боадицея, в облике которой смешались черты основателя Sex Pistols Малкольма Макларена и Дэвида Боуи.
«Большая маленькая ложь», 2017 — 2019
Гордость Николь последних лет — сериал «Большая маленькая ложь», который они спродюсировали вместе с Риз Уизерспун и собрали в нем великолепный женский актерский состав: Лору Дерн, Шейлин Вудли, Зои Кравиц и Мерил Стрип. Николь сыграла Селесту Уайт — внешне благополучную и аристократичную женщину, которая долгие годы скрывает свои страдания от насилия со стороны мужа (его роль исполнил Александр Скарсгард). Сериал пришелся по вкусу зрителям по обе стороны океана и получил несколько наград «Эмми», а сама Кидман стала лауреатом ряда теле- и кинопремий, в том числе «Золотого глобуса» и «Спутника».