Модели, герцоги и преступники: что скрывается за легендарными фотографиями Ричарда Аведона | Salt

Модели, герцоги и преступники: что скрывается за легендарными фотографиями Ричарда Аведона

Люди
Евгения Башурина
Евгения Башурина
15 мая 2020, 9:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Модели, герцоги и преступники: что скрывается за легендарными фотографиями Ричарда Аведона
Getty Images / SALT-collage
Легендарный Ричард Аведон создавал фотографии, следуя собственному списку «не надо»: не надо искать правильный свет, не надо выстраивать композицию и не надо просить моделей позировать в замысловатых позах. Все, что было нужно Аведону, — белый фон, человек, который ему интересен, и то, что происходит между ними. Ричарда часто ассоциируют с модной фотографией, но в его архивах есть множество важных снимков на политические и общественные темы. В день рождения фотографа рассказываем истории, оставшиеся за кадром его работ.

Портрет герцогов Виндзорских

Герцог Виндзорский Эдуард и его супруга Уоллис Симпсон обожали своих мопсов: Дизраэли, Дэви Крокетта, Блэк Даймонда, Импа, Трупера и Джинсенга. Ричард Аведон хорошо об этом знал. Однажды он обмолвился (возможно, в шутку), что герцоги Виндзорские любят собак больше, чем евреев*.

В 1957 году Аведон договорился о фотосессии с Уоллис и Эдуардом в Нью-Йорке. Он подозревал, что они по привычке будут держать лицо — вести себя, как классические монаршие особы. Ричарда мало интересовала подобная вышколенная портретная съемка — он предпочитал срывать маски с героев своих фотографий, показывать их настоящими. Зная о любви пары к мопсам, он рассказал им выдуманную историю о своей собаке, которую сбила машина. В момент, когда выражения лиц герцогов преисполнились жалостью, Аведон нажал на кнопку затвора камеры.

© Richard Avedon Foundation

Репортаж из Государственной психиатрической больницы Восточной Луизианы

В 1963 году Ричард Аведон провел неделю в психиатрической больнице луизианского города Джексон. Аведон поддерживал закон об охране психического здоровья, предложенный президентом Джоном Кеннеди. Закон обеспечивал доступность психиатрической помощи и подразумевал реформацию психиатрии — сокращение количества больничных коек и клиник в пользу различных форм внебольничной помощи. В результате многие пациенты, обреченные на пожизненное нахождение в стенах психиатрических больниц, могли получить возможность вернуться в общество.

Аведон специально отправился в больницу Джексона. Ее построили в стиле греческого возрождения — архитектор получил задачу сделать учреждение непохожим на тюрьму, но на практике все получилось иначе. За красивым фасадом опасные преступники содержались в палатах со школьными учителями, а все страдания и сам процесс лечения были тщательно скрыты от глаз общественности: пациентам запрещали посещения, и часто их родственники даже не знали, где они находятся.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Знаменитости, война и любовь: знаковые фотографии Энни Лейбовиц Явление Знаменитости, война и любовь: знаковые фотографии Энни Лейбовиц

Неизвестно, как Ричард Аведон получил разрешение на съемку, но он действительно заселился в одну из палат больницы вместе с оборудованием. Им двигали не только общественные причины — родная сестра Ричарда Луиза страдала от шизофрении и покончила с собой в подобном медицинском учреждении. Именно личная трагедия и желание помочь людям привели его в больницу Джексона.

Портрет Энди Уорхола после покушения

3 июня 1968 года Валери Соланас зашла на «Фабрику» Энди Уорхола и направила в его сторону пистолет — художник получил три ранения в живот, пережил клиническую смерть, но выжил. В результате операции он обзавелся шрамами на животе и сильнее погрузился в изучение насильственной смерти в своем творчестве. Газетные заголовки недолго пестрели новостями о короле поп-арта. Через два дня после покушения, совершенного Валери Соланас, палестинский террорист Серхан Бишара Серхан застрелил сенатора Роберта Кеннеди в лос-анджелесском отеле «Амбассадор». Пресса принялась обсуждать убийство второго Кеннеди и строить теории заговоров, поэтому о попытке застрелить Уорхола все забыли.

Но Энди Уорхол не был бы Энди Уорхолом, если бы не напомнил о себе и не получил свои 15 минут славы на волне покушения. Сам феномен популярности значил для художника очень много, он обожал известных людей и любил, чтобы говорили о нем. Через год после инцидента с Валери Соланас Энди позировал Ричарду Аведону. На фотосессии он задрал черную водолазку и показал свои шрамы. Получившееся фото — шокирующая и эксцентричная документация близости Энди к смерти.

© Richard Avedon Foundation

«Довима со слонами»

Дороти Вирджиния Маргарет Джуба, известная миру как Довима, считалась самой популярной и высокооплачиваемой моделью 50-х. Пока ее коллеги работали за 25 долларов в час, Довима получала 75, снималась для ведущих глянцевых журналов и модных домов. Ее первую фотосессию сделал Ирвин Пенн, позднее Дороти часто работала и с Ричардом Аведоном.

В 1955 году они сделали одну из самых популярных фэшн-фотографий, которая называется «Довима со слонами». На снимке модель позирует в окружении слонов в платье Dior, созданным Ивом Сен-Лораном — на тот момент он был малоизвестным дизайнером и ассистентом Кристиана Диора.

© Richard Avedon Foundation

Фотография стала достоянием модной индустрии — ее считают лучшей рекламой Dior за всю историю модного дома. Критики и исследователи до сих пор пытаются познать тайну «Довимы со слонами». Кто-то говорит, что своей работой Аведон хотел показать скоротечность жизни, другие уверяют, что фотограф пытался запечатлеть хрупкую красоту. Сам Ричард, к удивлению, не разделял всеобщего восторга: «Глядя на фотографию, я постоянно думаю, что пояс платья должен развеваться влево. Из-за небольшого упущения я никогда не буду доволен этим снимком».

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Афганская девочка»: кто такая Шарбат Гула и что скрывается за ее знаменитым фото Явление «Афганская девочка»: кто такая Шарбат Гула и что скрывается за ее знаменитым фото

Портреты Дика Хикока и Перри Смита

В 1959 году маленький городок Холкомб в штате Канзас потрясло жестокое убийство — Дик Хикок и Перри Смит убили семью Клаттеров. Изначально они планировали только ограбление — глава семейства Герберт Клаттер считался довольно зажиточным фермером. Хикок и Смит ворвались в дом жертв, но когда не нашли сейфа со сбережениями, то убили Герберта, его жену и двоих детей.

Возможно, эта история никогда не покинула бы пределы Канзаса, но крошечную заметку о случившемся в одной из газет увидел писатель Трумен Капоте. Он начал собственное расследование и по его итогам выпустил роман «Хладнокровное убийство». Некоторые факты Капоте безусловно додумал и приукрасил, но книга стала бестселлером, а Дик Хикок и Перри Смит — в некоторой степени знаменитостями.

Хикок (слева) и Смит / © Richard Avedon Foundation

Если бы не дружба Трумена Капоте с Ричардом Аведоном, то потомкам пришлось бы лицезреть убийц лишь на магшотах, фотографиях из зала суда или снимках из семейных архивов. Но Капоте попросил Аведона отправиться в Канзас, чтобы сделать снимки Хикока и Смита, пока они ожидают суда в местной тюрьме. Так сообщников увековечили еще и в истории фотографии — сейчас их портреты висят в нью-йоркском Метрополитен-музее. Жена следователя по делу об убийстве Клаттеров, увидев снимок Дика Хикока, вспоминала, как встретила рысь, попавшую в ловушку. Она хотела выпустить животное, но глаза рыси, сияющие от боли и ненависти, заставили женщину забыть о жалости и испытывать только ужас.


* Известно, что Эдуард и Уоллис в 1937 году посещали Германию по приглашению Гитлера и близко общались с лидером британских нацистов Освальдом Мосли. Из-за этого множились слухи об их симпатии к нацистской идеологии и антисемитизму.