Великая Отечественная война глазами советских фотографов | Salt

Великая Отечественная война глазами советских фотографов

Люди
Ксения Элзес
Ксения Элзес
9 мая, 12:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Великая Отечественная война глазами советских фотографов
Б.П.Кудояров «ПВО. Пост №1 — Исаакиевский собор» (1941) / © РОСФОТО
Сегодня наша страна отмечает 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Вместе с музейно-выставочным центром РОСФОТО в Петербурге мы решили взглянуть на снимки, сделанные четырьмя классиками советского фотоискусства — Эммануилом Евзерихиным, Иваном Шагиным, Евгением Халдеем и Борисом Кудояровым. Благодаря их работам мы можем увидеть, как и чем жили люди в то страшное время, и напомнить себе, какой ценой была одержана победа.

Эммануил Евзерихин

Классик советской фотографии Эммануил Евзерихин приехал в Москву из Ростова-на-Дону в конце 1920-х и устроился на работу внештатным корреспондентом в ТАСС. В 1932 году благодаря своему трудолюбию, упорству и таланту он заработал кремлевскую аккредитацию и получил возможность запечатлеть главные события эпохи: VII конгресс Коминтерна, Чрезвычайный Всесоюзный VIII съезд Советов, на котором была принята Конституция, строительство Москвы, арктические экспедиции и спортивные парады. В это же время Евзерихин фотографировал Максима Горького, Михаила Калинина, выдающихся деятелей культуры и искусства и прославленных героев труда. Его снимки украшали первые полосы всех ведущих советских газет и журналов 30-х годов.

И все же Эммануил Евзерихин прежде всего известен как военный фотокорреспондент. Он прошел всю Великую Отечественную войну, участвовал в освобождении Минска, Варшавы, Кенигсберга и других городов, за что получил два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны второй степени и многочисленные медали. Фотограф снимал каждый день Сталинградской битвы.

Он проявлял и сушил пленку на тридцатиградусном морозе, чтобы утром отправить негативы с самолетом в Москву, потому что снимки должны были появляться в газетах на следующий день. Кадры, на которых запечатлена оборона Сталинграда, стали классикой мировой военной фотографии.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Перечитать: важные и искренние книги о войне Книги Перечитать: важные и искренние книги о войне

Иван Шагин

Иван Михайлович Шагин родился в 1904 году в Ивановской области. В юности он работал сначала матросом, потом продавцом в торговом кооперативе в Москве. В 1920-е годы он увлекся фотографией и почти сразу же решил превратить свое увлечение в профессию. С 1930 года Шагин был постоянным сотрудником редакций газет «Кооперативная жизнь» и «Наша газета», а в 1933 он становится фотокорреспондентом «Комсомольской правды». Основными темами его довоенных фоторепортажей были промышленность, сельское хозяйство, спорт, советская молодежь и Красная армия.

Как военный фотокорреспондент Иван Шагин снимал войну от первого до последнего дня. Первый его военный кадр был сделан на митинге рабочих, которые слушали обращение Молотова. Драматизм снимка впечатлил представителей советской власти, и уже к утру фотография появилась на обложке «Комсомольской правды», а Шагин отправился на фронт в качестве военного фотографа. Дойдя вместе с армией до Берлина, он запечатлел встречу с союзными войсками на Эльбе, заключение мирного договора и Парад Победы летом 1945 года. После победы он некоторое время работал в Берлине, делая снимки советских солдат-победителей и жителей города.

О мастерстве Шагина свидетельствует тот факт, что он вошел в число немногих людей, чьи снимки с поля боя публиковались не только в СССР, но и на Западе.

Евгений Халдей

Евгений Халдей родился в 1917 году в Юзовке (ныне Донецк). Первый снимок он сделал в 13 лет, а в 18 уже работал фотокорреспондентом и печатался в украинских газетах. Вскоре его фотографии появились и в московских изданиях. Известность к Евгению Халдею пришла уже как к военному фотокорреспонденту — он, как и Иван Шагин, прошел все 1418 дней войны.

Именно Халдей сделал один из самых знаменитых кадров Второй мировой войны — водружение Знамени Победы над зданием берлинского Рейхстага в мае 1945 года. Эта фотография ознаменовала триумф победителей и ниспровержение фашизма и сделала Халдея одним из самых известных фотографов 20 века.

Некоторые его снимки служили доказательным материалом в Нюрнбергском процессе над виновниками в преступлениях нацизма, и сам суд он тоже снимал.

Е. А. Халдей «Суд народов» (1946) / © РОСФОТО
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Право голоса: Эммелин Панкхёрст и еще 9 суфражисток, повлиявших на мировую историю Социалка Право голоса: Эммелин Панкхёрст и еще 9 суфражисток, повлиявших на мировую историю

Борис Кудояров

Во время блокады, будучи военным корреспондентом «Комсомольской правды», Борис Кудояров проработал все 900 дней в первом эшелоне — вместе с воинами-защитниками Ленинграда. На основе документов и фотографий Бориса Кудоярова написаны и проиллюстрированы многие книги, посвященные героической борьбе за Ленинград. «Ленинградский цикл» Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа.

В личной фототеке Кудоярова около 3000 кадров, посвященных блокаде. Тематические разделы архива охватывают все 900 грозных дней: «Первые дни блокады», «Полуостров Ханко», «Тяжелые дни блокады», «Ижорский и Кировский заводы», «Активная оборона», «Тыл — фронту», «Ладога — Дорога жизни», «Прорыв блокады» и многие другие.

Это настоящая блокадная фотолетопись, хранящая события тех дней и рассказывающая о них последовательно и детально.

Сам фотокорреспондент считал, что «снимать нужно как можно больше. Ведь кроме узловых кадров необходима еще и обстоятельная, подробная хроника событий. Ее обязан вести каждый репортер, ибо он ответственен за то, чтобы событие было сохранено для людей. Когда-нибудь они будут благодарны за такой документально точный рассказ о давно прошедшем».