Чарли и «Charlie»
В конце сентября 2019 Charli XCX выпустила третий студийный альбом с незатейливым названием Charlie. Два года назад она не была уверена, что еще когда-нибудь снова сделает студийную запись, хотя материал этого альбома готовила с 2015 года, тысячу раз передумывая и разочаровываясь в своем таланте. «Я все еще не знаю, выпущу этот альбом или нет», — сказала она изданию Fader в 2017 году, после выхода своего второго микстейпа Pop 2. «Является ли альбом результатом моей работы как артиста? Я больше не уверена».
Ее разочарование было оправданным, не раз она сталкивалась с пиратством, ее синглы крали хакеры и размещали в Сети на радость фанатам. Поэтому многие интервью Чарли рассказывают о цифровых потерях и реальной боли, которую причинили ей утечки. Альбом Charlie стал серьезной и во многом итоговой работой для певицы, реализованной в коллаборации с продюсером A.G. Cook, который в 2013 году основал лейбл и одноименный арт-проект PC Music для того, чтобы под этим именем превращать поп-мейнстрим в сюр с помощью экспериментальных аранжировок. Charli XCX — его главная подопечная, а ее тяга к искусству и творчеству вообще была непреодолима с детства. В 18 лет она переехала из Эссекса в Лондон, чтобы учиться в Школе изящных искусств UCL Slade, но бросила учебу на втором курсе — музыка победила.
Альбом Charlie задумывался как продолжение ее микстейпов Number 1 Angel и Pop 2, но вместо этого превратился в проект, в котором оба кивают в сторону прошлого Чарли и подводят итог ее популярности. Даже с ошеломляющим составом приглашенных артистов — а над альбомом поработали не менее 13 ее небезызвестных современников — певица никогда еще не звучала так аутентично и вместе с тем так искренне и уязвимо.
Папа, рейв и MySpace
27-летняя урожденная Шарлотта Эмма Эйтчинсон — она же Charlie XCX — унаследовала необычную внешность от матери, которая родилась и выросла в Уганде. Сама же Чарли родилась в Кэмбридже и с детства проявляла большие способности к музыке. В 2008 году она как-то раз разместила несколько своих песен на MySpace и уже через полгода пела на лондонских вечеринках, куда ходила с отцом — он стал первым преданным ее поклонником, к тому же выделил ей немалую сумму в начале карьеры на поддержку альбома, флаеры и промоушн. Он в 2011 году оплатил ей поездку в Лос-Анджелес и работу с продюсером Ариелем Рехтшаидом, который помог ей определиться со звучанием и записать трек Stay Away, попавший в поле зрения Pitchfork.
Вспоминая это время, Чарли морщится, говорит, что ее музыка на тот момент была «пустыми танцевальными треками» и «лабудой для MySpace». «Хотя я получила контракт на запись первого альбома, я все еще не понимала, какую именно музыку хочу делать — я ненавидела попсу, с одной стороны, но получалась именно она, хотя вопреки ей я делала кичевый рэп. Просто я не знала, что мне действительно нравится», — рассказывает Чарли The Guardian. Действительно, танцевальный поп — это карма Чарли, которая позже вместе с гендерно-феминными настроениями неумолимо приведет ее к эпохальному треку Boys.
Благодаря рекомендациям опытного лос-анджелесского продюсера Чарли стартовала с первым альбомом и массой коллабораций — с ней охотно записали треки Brooke Candy, Marina and The Diamond, Icona Pop, а для пущей верности она сделала кавер на Blood Оrange и ремикс на Odd Future.
Первые грабли, немного панка и депрессии
Первую песню Чарли написала в 14 лет, она называлась очень по-английски — Fish and Chips Shop. В 2010 году Чарли подписала первый контракт с Asylum Records — первый альбом True Romance 2013 года не оправдал коммерческих ожиданий, но вызвал волну одобрения у музыкальных критиков. На ее счету сейчас три альбома и два микстейпа, а также работала автором песен для Селены Гомес, Игги Азалия, Камилы Кабелло, Шона Мендеса и Blondie.
После краха первого альбома Чарли пережила глубокую фрустрацию и уехала в Швецию, скрывшись от «материнского» лейбла. Там за месяц ее унесло в панк, она запоем слушала Ramones и The Hives и вместе с музыкантом Патриком Бергером записала полный стилистической анархии альбом, который так и остался студийным экспериментом. Несмотря на бурные поиски стиля, она уже становится заметным автором — к ней за материалом для песен обращаются Рианна, Гвен Стефани, Скай Феррейра, а ее синглы Boom Clap и Doing It занимают твердые позиции в десятке UK Singles Chart.
Встреча с Куком
Как бы далеко ни заходила Чарли в прощупывании собственной стилистики, все же ее сценический никнейм и большая часть названий треков — это невольная отсылка с евродэнсу, андеграундным рейв-вечеринкам, цифровым ценностям и ритмам, которые задвигают содержание на задний план. Азалия Бэнкс поет про 1991, а Чарли — про 1999, исполняя в клипе сцену из «Титаника». В любом случае они попадают в десятку: 90-е в моде, как и любовная анархия рейв-идеологии.
После попытки основать свой лейбл Vroom Vroom Recordings в 2016 году она все же находит своего сэнсэя — ее креативным директором становится Александр Гай Кук, он же A. G. Cook. Результат не замедлил появиться — это микстейп Number 1 Angel. В сотне «культовых музыкальных продюсеров, переосмысливших молодежную культуру», по мнению Dazed, Кук числится 12-м — в своем отношении к поп-наследию его можно назвать постмодернистом от электроники. Даже то, что Чарли намеренно пренебрегла текстами в угоду аранжировкам, тоже его рук дело — он давно исследует природу поп-вокала, максимально ритмизирует его и делает частью общей ритмической палитры.
Мальчики без male gaze
Пожалуй, главным хайлайтом в карьере Чарли все еще остается сингл Boys. Критики назвали этот трек «воплощенным талантом Чарли к веселью» и «дневным сном между обедом и ужином, после которого поднимается настроение». Это идеально сбалансированный поп-трек, который вместе с удачным видео (по мнению самой певицы, «меняющим привычный взгляд на мужчину») оказывает праздничный эффект. Кстати, режиссером видео выступила сама Чарли под чутким руководством Сары МакКолган, которая сняла последние клипы для Мэрайи Кэри и Келли Кларксон. Песня Boys привела Чарли в хедлайнеры фестиваля Lollapalooza 2017, и с дороги к третьему альбому было уже не свернуть. «Черт, я снова это сделала», — говорит Чарли о новом альбоме, который просто случился, и все.
Сейчас Чарли возглавляет лайнапы крупнейших музыкальных фестивалей вроде Primavera, записывает шоукейсы для BBC Radio 1 и коллаборируется с самыми горячими поп-фигурами вроде Томми Кэша, HAIM, Yaeji и корейским бойз-бэндом BTS. Неудивительно, что о ее личной жизни почти нет новостей, ей попросту некогда — но все же она уделила немного любви калифорнийскому клипмейкеру Райану Эндрюсу. Сейчас ее часто сравнивают с Гвен Стефани, хотя сама Чарли никогда ее не слушала — скорее уж она «опускалась» до Бритни Спирс, но предпочитала Мерилина Мэнсона, The Cure, Кейт Буш, Justice, Бьорк и Ramones. И хотя ее вкусы меняются каждый день, двум исполнителям она выделила место в своем сердце навсегда — это Мадонна и Дэвид Боуи.