Филипп Здар столкнулся с музыкой в поразительном формате. В том смысле, что это были спид-металл и панк — жанры, максимально далекие от той музыки, которую мы привыкли слышать у проекта Cassius. Здар исполнял роль барабанщика в коллективе друзей — завзятых металлистов. В свободное время он работал официантом, но когда увидел плакат группы Eurythmics, которые в то время записывались в одной из парижских студий, решил послать все к черту и пойти «искать волшебство». Так он попал на работу в студию Доминика Блан-Франкара, сын которого — Юбер Блан-Франкар под псевдонимом Boom Bass — стал половинкой Cassius.
Здар и Boom Bass, будущий электронный дуэт Cassius, начали работать вместе в 1988 году, когда взялись продюсировать альбом рэпера MC Solaar. Больше десяти лет друзья благополучно эксплуатировали папину студию, не заботясь об аренде. Позже Здар обзаведется собственной студией с видом на Монмартр. «В 2000 году я потратил на это все свои сбережения, а потом еще пять лет ремонтировал студию и наполнял различной аппаратурой», — рассказывал в одном из интервью музыкант.
Друзья нашли друг в друге поддержку на почве страсти к фанк и соул-музыке, а вместе с тем и к электронному саунду. В конце 80-х — начале 90-х невозможно было остаться в стороне от рейв-культуры, не насиловать драм-машину и не фанатеть от Джеффа Миллза. Так Здар и Boom Bass скрестили аналоговый саунд семидюймового винила, диско-сэмплы 70-х со скрежетанием синтетического бита, бесстрастным уханьем драм-машины и пряными гармониями синтезатора Hammond. Собственно, отчасти поэтому у них возникла идея назваться Cassius — в честь американского боксера, чье имя вызывало ассоциации с силой черной культуры, госпелом, соул-вокалом, сочным битом и блюзом, с новыми героями черной музыки в лице Аткинса, Миллза, Крейга и других детройтцев, а также с отчаянным желанием борьбы и свободы.
Френч-тач (franch touch) — жанр европейской электронной музыки конца 90-х — середины 2000-х, завязанный на диско и хаусе и испытавший глубинное влияние черной американской музыки. Волна новой электроники называется именно французской, потому что огромную роль — наряду с западным влиянием Cerrone и Space — на музыкантов оказало творчество Жана-Мишеля Жарра. Френч-тач также называют tekfunk за фанк-сэмплы и звуковую стилистику традиционного фанка, замешанную на электронном бите начала 90-х. Яркими представителями жанра являются проекты Daft Punk, Cassius, Breakbot, Justice, Mr. Oizo, Superfunk.
До середины 90-х друзья работали как продюсеры с различными проектами, но после того, как выпустили сингл Foxxy , они поняли, что обладают каким-то уникальным стилем и почерком. Парни будто подхватили электронный флюид, который витал в воздухе — был самим воздухом того времени, что буквально можно услышать на примере группы Air, и заняли свою нишу в рамках направления френч-тач вместе с Dаft Punk, а позже — Justice, Phoenix, Hot Chip, Sebastien Tellier и St. Germain.
Дебютный сингл проекта под названием Cassius 1999 взорвал чарты — это был цепляющий хаус-трек на сэмпле Донны Саммер
If It Hurts Just a Little
, который и сейчас является самым популярным среди работ дуэта.
В 2002 году Cassius выпустили эпохальный релиз — это был их дебютный альбом Au Rêve и пример удачных коллабораций с музыкантами Ghostface Killah и Wu-Tang Clan, а заглавным треком альбома стал
I’m a woman
с вокалом Джоселин Браун — и сейчас эта работа способна поднять самое неподъемное настроение и вызвать взрыв адреналина на танцполе.
В 2006 году дуэт расширил сеть коллабораций, и в списке их коллег появились имена Фаррелла Уильямса, Cat Power и Beastie Воуs, а после 2010 года в ряды соратников по цеху вступили и Kanye West с Jay-Z.
Здар также работал как соло-продюсер под псевдонимом Motorbass — это не менее известный проект, который родился в совместном творчестве Здара и музыканта Этьена Де Кречи. В 1996 году они выпустили альбом Pansoul — десять безупречных электронных
треков
с привкусом детройтского техно.
В 2010 году Здар получил «Грэмми» как продюсер альбома инди-поп группы Phoenix, взлетевшего до четвертого места в чартах. В рамках проекта Сassius Workshop за несколько лет дуэт сделал около 400 ремиксов, а в 2016 году вышел их альбом Ibifornia — вдохновенная работа по мотивам альбома Боба Марли 1977 года The Wailers Exodus. Полная жизни пластинка предлагает жгучую смесь хип-хопа, диско, психоделики и афробита. Cassius намеревались взорвать депрессивную среду, захватившую мир электронной музыки, а Здар так отзывался об их намерении впустить немного света в царство музыкального маркетинга: «Мы хотели создать альбом в позитивном ключе, при этом не делая музыку глупой. Мы придумали веселый мир, где события происходят самым позитивным образом в фантастической стране под названием Ibifornia».
Новый альбом Cassius должен был выйти 21 июня, но в связи со смертью Здара релиз отложен, а содержание альбома остается за толстой завесой произошедшей драмы, с которой предстоит свыкнуться не только менеджеру группы Себастьену Фаррану, но и всем поклонникам музыканта. А пока мы погрустим и послушаем отличные работы как дуэта Cassius, так и продюсерские творения Филиппа Здара, который успел поработать с немалым количеством звезд: