Пистолет, томатный суп и две Мадонны: 5 выставок в Европе, на которые стоит попасть в 2020 | Salt

Пистолет, томатный суп и две Мадонны: 5 выставок в Европе, на которые стоит попасть в 2020

Афиша
Андрей Саков
Андрей Саков
26 февраля 2020, 13:45
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Пистолет, томатный суп и две Мадонны: 5 выставок в Европе, на которые стоит попасть в 2020
SALT-collage
Перед весенними праздниками и сезоном отпусков (когда-то же он настанет) выбрали пять выставок, которые станут отличным дополнением к европейским каникулам — от ретроспективы работ короля поп-арта до фундаментальной чувственности из Италии.

Энди Уорхол

Тейт Модерн, Лондон
12 марта — 6 сентября

Это первая за почти 20 лет полномасштабная выставка Уорхола в Тейт Модерн, которую уже включили в 5 must-see мировых арт-шоу всего сезона. В отдельном представлении художник не нуждается, все так или иначе наслышаны о нем и видели хотя бы репродукции его работ, которые давно вышли за рамки музейных экспозиций. В стилистике его шелкографий делают фильтры для Instagram, из его размноженных поп-арт бананов или уже легендарных банок томатного супа Campbell дизайнеры создают паттерны для коллекций — последователей и интерпретаторов не счесть. Гений Уорхола заключался в его способности делать искусством все, к чему он прикасался: от коробок мыла Brillo и бутылок из-под Coca-Cola до жизней повстречавшихся ему людей.

Wikimedia

Именно он вывел на арт-сцену Жан-Мишеля Баския и «прописал» его уличное искусство в стенах ведущих нью-йоркских галерей, он один из первых обратил внимание на восходящую модель и певицу Грейс Джонс, а в его студию «Фабрика» на Манхэттене хотели попасть не меньше, чем на вечеринку в «Студию 54» — культовое пристанище гедонизма.

На выставке в Тейт Модерн будут показаны и известные декорации «Фабрики», которая была целиком — от стен и потолка до унитаза — покрыта серебряным цветом. Инсталляция «Серебряные облака» — не раз цитируемая в культуре ХХ века известная работа Уорхола из парящих блестящих сфер — заполнит один из залов музея. В остальных галереях — портреты, по которым можно составлять справочник богатых и знаменитых представителей нью-йоркской богемы 60-х. Здесь же можно будет увидеть серию «Леди и Джентльмены» из 25 частей с изображениями темнокожих и латиноамериканских трансгендеров и дрэг-квин, воссоздание шоу «Взрывная пластиковая неизбежность», которое Уорхол придумал вместе с The Velvet Underground, и многое другое, что погрузит во вселенную короля поп-арта, в которой низкое перемешано с высоким, а портреты Мэрилин Монро — с изображениями жертв автомобильных катастроф.

Фото: tate.org.uk

Марина Абрамович

Королевская академия художеств, Лондон
26 сентября — 8 декабря

Если каким-то художникам еще нужно будет доказать свое право войти в учебники по истории культуры, то Марина Абрамович за 50 лет своей карьеры это уже сделала. Ее называли пионером перформативного искусства, теперь же часто и достаточно фамильярно подписывают «бабушкой перформанса», хотя при взгляде на 73-летнюю сербку подобных мыслей не возникает.

Перформанс Марины Абрамович «Нагая со скелетом», 2002–2005 / © Marina Abramovic

Один из ранних и самых важных ее перформансов — «Ритм 0» — прошел в 1974 году. В выставочном пространстве художница окружила себя 72 различными предметами: от вина, меда и пера до ножа, хлыста и заряженного пистолета.

Зрителям давалась полная свобода взаимодействия со стоящей неподвижно художницей. Начиналось все невинно — кто-то щекотал Абрамович пером, другие прикасались к ней или дарили цветы, но с каждым часом (перформанс длился 6 часов) действия участников приобретали более смелый, агрессивный и даже опасный характер. Художнице начали отрезать куски одежды и пряди волос, кто-то лезвием нанес ей рану и заклеил потом пластырем, но кульминацией стало то, что один из гостей выставки приставил к виску перформанистки дуло пистолета. К счастью, его вовремя остановили.

Марина Абрамович во время перформанса «Ритм 0», 1974 / © Marina Abramovic

Говорить о сложном (об агрессии, трансгрессии и даже политике) языком действия и собственного тела — это про Марину Абрамович. За всю историю Королевской академии художеств это будет первая столь большая ретроспектива творчества женщины-художницы, и это неудивительно. Если не Абрамович, то кто?

Body and Soul: скульптура в Италии от Донателло до Микеланджело

Лувр, Париж
6 мая — 17 августа

В Лувр часто ходят в поисках хлеба (под Пирамидой есть простенькое, но очень приятное кафе Les cafés de la Pyramide) и зрелищ, но весной здесь смело можно будет искать «Тело и душу». Буквально так назвали совместную с миланским музеем Кастелло-Сфорцеско выставку итальянской скульптуры Раннего Возрождения.

Туллио Ломбардо «Юная пара (Бахус и Ариадна)», ок.1499

Хоть в заглавие и вынесены имена двух великих — Донателло и Микеланджело, здесь будут и работы мастеров, на фоне которых формировались гении. Судя по всему, остолбенеть можно будет и искусствоведам-специалистам по Кватроченто, и рядовым зрителям, и тем, кто хотя бы примерно понимает в грузоперевозках. Сотни экспонатов — помимо скульптур, будут рисунки, гравюры и живопись — разнесут по трем тематическим зонам: «Ярость и грация» (с фокусом на движение), «Аффект и убедительность» (здесь больше про эмоции) и «От Диониса до Аполлона» (про вечные архетипы).

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Русские народные сказки и рейвы в Москве, скульптура Яна Неймана и ярмарка мастеров в Петербурге: планы на неделю для двух столиц Афиша Русские народные сказки и рейвы в Москве, скульптура Яна Неймана и ярмарка мастеров в Петербурге: планы на неделю для двух столиц

Ян ван Эйк

Музей изящных искусств, Гент
1 февраля — 30 апреля

Бывает у отчаянных бегунов цель — например, пробежать марафон на каждом континенте. У преданных ценителей прекрасного тоже бывают такие задачи, за выполнение которых можно раздавать условные ордена и медали. Например, увидеть все разбросанные по миру работы Леонардо да Винчи и Питера Брейгеля Старшего. Если у первого из достоверно известных — 14 картин, то у второго — 45. К ним в компанию можно смело включить и работы Яна ван Эйка — великого фламандца, чью первую в истории столь большую выставку (половина всех работ!), действующую до конца весны, стоит не пропустить в Генте.

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», 1434

Огромная экспозиция займет 13 залов, и, помимо 10 живописных работ мастера (в мире их сохранилось всего 20), здесь покажут картины из студии художника и порядка сотни произведений Позднего Средневековья, собранных из фондов крупнейших музеев и собраний. Главные «хедлайнеры» всего этого фестиваля фламандской роскоши — Гентский алтарь, который покажут после десятилетней реставрации, и сразу две версии «Мадонны у фонтана».

Так как, судя по всему, арт-паломники съезжаются в Гент целыми группами, бронировать билеты нужно на сайте уже сейчас. Кроме стандартных экскурсий здесь также предлагаются ночные туры или встреча с прекрасным с входящим в билет обедом или ужином.

Эдвард Хоппер

Фонд Бейелер, Базель
26 января — 17 мая

Эдварда Хоппера многие знают по его иконической работе «Полуночники», которую так или иначе цитировали многие: от Ридли Скотта в фильме «Бегущий по лезвию» до создателей «Симпсонов». Пустые автострады, безлюдные улицы, бензоколонки, маяки и лишь изредка и, кажется, случайно попавшие в картины обезличенные человеческие фигуры.

Его картины часто сравнивают с выверенными кинокадрами, и любовь режиссеров к Хопперу понятна. Он любимый художник Дэвида Линча, Альфред Хичкок и Терренс Малик тоже не скрывали его влияния на свое творчество, а специально к выставке в Базеле Вим Вендерс снял 3D-фильм «Две или три вещи, которые я знаю об Эдварде Хоппере». Большую часть работ Фонд Бейелер привез из главного хранилища наследия художника — собрания американского Музея Уитни. Прочувствовать ту самую «меланхолию урбанизма» и узнать о жанре «портрет дома» можно будет до 17 мая.

Эдвард Хоппер «Полуночники», 1942