9 неочевидных фильмов о Великой Отечественной войне, которые стоит посмотреть | Salt

9 неочевидных фильмов о Великой Отечественной войне, которые стоит посмотреть

Кино
Жанна Першина
Жанна Першина
9 мая, 13:00
9 мая — повод не только сходить на Парад Победы, но и напомнить себе о том, какой ценой эта победа была одержана, и что такое война. Ее лицо отчетливо мелькает в каждом кадре этих девяти фильмов — страшных, тяжелых, но необходимых к просмотру. Чтобы не забывать ни на минуту, чего стоит мирное небо над головой.

«Жила-была девочка», 1944

Этот фильм начали снимать в январе 1944 года — когда наконец было прорвано кольцо блокады Ленинграда. Несмотря на риск для жизни, Виктор Эйсымонт все же решился на реальные съемки ленинградских улиц — они проходили в историческом центре города в перерывах между авианалетами. Главные героини фильма — 7-летняя Настя и 5-летняя Катя, ленинградские дети. Блокада показана именно их глазами, а контраст между ужасами войны и обычным детским миром с играми и куклами, в который девочки постоянно возвращаются, напоминает о том, что дети остаются детьми всегда, даже в такое страшное время. «Жила-была девочка» — фильм о детях и для детей, поэтому если вы ищете фильм, подходящий для того, чтобы рассказать ребенку о событиях тех лет, эта картина, пожалуй, наилучший вариант.

«Зоя», 1944

Еще из школьного курса истории все мы знаем о подвиге 18-летней девочки Зои Космодемьянской, но детали его со временем стираются из памяти. Этот фильм, как и предыдущий, снят еще во время войны, и его справедливо считают идеологическим, а Зою киношную и Зою реальную — совсем разными людьми. Различия, безусловно, имеют место быть, а фильм, учитывая год его выхода, действительно призван не столько показать страшную судьбу героини и ужасы фашизма, сколько поднять боевой дух тех, кто сражается на фронте и трудится в тылу. Показать, что настоящие герои — не у власти, а среди нас.

«Иваново детство», 1962

Сам Андрей Тарковский со временем нелестно отзывался о своем первом полнометражном фильме, отмечая, что в нем «все сделано чересчур, без чувства меры…», но именно эта гипертрофированная выразительность, напор и нарастающее напряжение помогли «Иванову детству» достучаться даже до самых черствых зрителей. Это история не про войну, а про миллионы разрушенных судеб, про людей, лишившихся близких, дома и смысла жизни. Это история ребенка, у которого отняли детство, дав взамен лишь «злой дар войны».

Salt: главное здесь, остальное по вкусу Книги Перечитать: важные и искренние книги о войне

«Бабье царство», 1967

В «бабье царство» превращались советские села и деревни — мужчины уходили на фронт, а женщины, старики и дети оставались. Именно о такой деревне рассказывает фильм Алексея Салтыкова — немецкая оккупация бесчинствует и издевается над людьми, но женщины находят в себе силы на борьбу за выживание, на то, чтобы пережить боль от потери родных и после окончания войны вернуться к мирной жизни. Отдельного упоминания заслуживает главная героиня Надежда, блестяще сыгранная Риммой Марковой — милосердная, решительная, мудрая, готовая бороться со злом до последнего.

«Судьба», 1977

«Судьбу» нечасто показывают по телевидению (в том числе и в преддверии Дня Победы), и зря — эта лента по праву считается великой и одной из самых мощных фильмов о войне. Предательство, дружба, самопожертвование, трусость — эта картина рассказывает не про ура-патриотов и «универсальных солдат», а про живых, настоящих людей, столкнувшихся с ужасами войны. Кто-то достойно прошел все испытания, кто-то предпочел смерть подлости, а кто-то сделал противоположный выбор. Потому что в войне участвуют не государства и техника, а люди — живые и уязвимые, потерявшие все или пытающиеся сохранить хоть что-то.

«Порох», 1985

«Порох» производит неизгладимое и откровенно пугающее впечатление не только благодаря талантливой режиссуре и игре Юрия Беляева, исполнившего заглавную роль, но и за счет времени действия. События происходят в сентябре 1941 года — небольшой отряд должен доставить из Кронштадта в Ленинград образцы пороха для его производства, поскольку существует угроза изоляции Северной столицы. Динамичная и живая картина, основанная на реальных событиях, дополненная осознанием того, что «возможная изоляция» превратилась в ад длиною 872 дня, без прикрас показывает начало войны, когда все вопреки страху верили, что победа не за горами.

«Иди и смотри», 1985

Не будем лукавить — это, наверное, самый жестокий, шокирующий и правдивый фильм о войне. Главный герой Флёра у нас на глазах всего за пару дней из подростка превращается в изможденного седого старика. Пресловутая «романтика боя», которой нередко грешат военные фильмы, здесь напрочь отсутствует — есть лишь дикость безумной войны, нечеловеческая жестокость и боль. Есть лишь то, чем и является война. Элем Климов позднее признался, что снял «Иди и смотри» не только, чтобы сохранить память о том, что было, но и для того, чтобы это никогда не повторилось — напряженная «холодная война» стала для режиссера катализатором. Возможно, у вас не получится просто пойти и посмотреть, но попытаться все же стоит. Просто чтобы напомнить себе о том, что именно мы ни в коем случае не должны дать этому ужасу повториться.

«Рябиновый вальс», 2009

В 1944–46-м годах происходит разминирование освобожденных от немцев территорий (в частности в Вологодской области), а занимается им спецподразделение саперов, состоящее из 17–20-летних девушек и офицера-инструктора. Сюжет не обходится без любовной линии, которая неумолимо ведет к трагедии и мыслям о том, сколько таких неизвестных девочек-девушек стали жертвами времени. Послевоенного, но от этого не менее тяжелого.

«Ночные ласточки», 2012

«Ночные ласточки» — не фильм, а сериал, состоящий из восьми эпизодов, которые как раз уместятся в праздничные выходные. Картина посвящена знаменитому женскому авиационному полку, известному среди немецкой армии как «ночные ведьмы» — о девушках-летчицах она и рассказывает. В сюжете есть некоторые нестыковки, но при этом он динамичен, затрагивает исторические факты и отличается неплохой игрой актеров, оставляя тем самым надежду на то, что о Великой Отечественной войне не забыли кинематографисты, что у российского кино, кажется, все-таки есть будущее.