Человек — швейцарский нож (2016)
Сюрреалистичная артхаусная трагикомедия режиссеров Дэниела Квана и Дэниела Шайнерта, завоевавшая приз за лучшую режиссуру на фестивале независимого кино «Сандэнс». Застряв в одиночестве на необитаемом острове, главный герой Хэнк находится на грани самоубийства, но его планы портит человек, выброшенный волной на берег. При ближайшем рассмотрении незнакомец оказывается мертвым, но со временем Хэнк обнаруживает у мертвеца необычные способности — например, он может говорить. Постепенно герои понимают, что они — родственные души, и их отношения превращаются в самую настоящую крепкую дружбу. Главные роли исполнили Пол Дано и Дэниел Рэдклифф.
Клуб «Завтрак» (1985)
«Клуб „Завтрак“» считается лучшей режиссерской работой Джона Хьюза. Фильм совершенно не устаревает, хотя с момента его выхода прошло уже 35 лет. Пятерых школьников оставляют после уроков в библиотеке, чтобы они подумали о своем плохом поведении, сделали нужные выводы и написали эссе о том, как изменились за этот день. Никто из них не ожидает от этого ничего хорошего, ведь они совсем не похожи друг на друга. Но через некоторое время выясняется, что все они — заложники ожиданий взрослых и тех образов, которые создали в глазах других, и что на самом деле они раздражают друг друга куда меньше, чем их авторитарные родители. Конечно, за несколько часов, проведенных в библиотеке, подростки не становятся лучшими друзьями, но Хьюз сумел показать процесс зарождения таких отношений на самой начальной стадии, сделав акцент на том, что настоящая дружба — это о принятии и умении слушать.
Форрест Гамп (1994)
О «Форрест Гампе» можно говорить долго — фильм занимает 12 место в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb» и считается классикой голливудского кино. Один из самых интересных персонажей фильма — лейтенант Дэн Тейлор (за эту роль актер Гэри Синиз получил номинацию на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана). Гамп спасает Тейлора на поле боя, но лейтенант лишается обеих ног. За это он сначала ненавидит главного героя, впадает в депрессию, но постепенно понимает, что обязан Форресту своей жизнью, хотя тот даже не осознает, что сделал что-то особенное. За развитием их дружбы наблюдать не менее интересно, чем за главной любовной линией фильма — Форреста и Дженни.
Ключ без права передачи (1976)
«Ключ без права передачи» — автобиографичный фильм Динары Асановой, представляющий большую редкость для советского кино. Режиссер смогла создать честную и умную картину о школе, в которой рассказывает историю дружбы между группой десятиклассников и их классной руководительницей — молодой преподавательницей литературы Мариной Максимовной. У нее прогрессивные, совсем не свойственные образу советского учителя взгляды на жизнь, образование и мироустройство. Школьники хотят проводить с учительницей время и за пределами школы — они встречаются, поют песни советских бардов, читают стихи и говорят о важном. Ни они, ни Марина Максимовна не боятся быть друг с другом честными, спорят, обсуждают важные современные проблемы, родителей с их устаревшими взглядами и мечтают о том, как смогут изменить мир. Но однажды случайно сделанная на магнитофоне запись попадает в руки одной из родительниц, которая, конечно, тут же передает аудио директору школы. Картина снималась в павильоне «Ленфильма», а натурные съемки проходили на улицах Ленинграда. Фильм получил широкое признание в Европе, но для советской и российской публики так и остался в тени.
Пеликан (2011)
Трогательная семейная драма, действие которой разворачивается на одном из греческих островов в небольшой рыбацкой деревне. Главный герой — мальчик Янис, у которого умерла мать, а отец замкнулся в себе и стал безразличен ко всему вокруг, даже к собственному ребенку. Но в один прекрасный день все меняется, когда юный герой находит в старой лодке крохотного птенца пеликана и забирает его себе. Птица растет, и постепенно между ней и Янисом завязывается настоящая дружба, которая служит началом больших перемен в жизни мальчика — пеликан помогает ему вернуть своего отца, роль которого исполняет легендарный Эмир Кустурица.
Достучаться до небес (1997)
Классика немецкого кинематографа, фильм, превративший Тиля Швайгера в звезду мирового уровня. История двух мужчин со смертельным диагнозом, которые угоняют машину с миллионом немецких марок в багажнике и сбегают из больницы, чтобы за оставшееся им время успеть сделать все, о чем всегда мечтали. Составив список желаний, герои понимают, что на все времени не хватит, так что оставляют себе только по одному. Мартин (Тиль Швайгер) хочет купить своей маме, поклоннице Элвиса Пресли, такой же розовый Cadillac, какой певец подарил своей матери, а Руди (Ян Йозеф Лиферс) — переспать с двумя женщинами одновременно. Исполнив оба желания, герои отправляются к морю — ведь Руди никогда его не видел. В этом фильме есть все: смех, слезы и невероятная история о том, как два незнакомых человека могут за неделю стать лучшими друзьями.
Тельма и Луиза (1991)
В восьмидесятых годах большую популярность приобрели бадди-муви — кино про напарников, которые сначала терпеть друг друга не могут, а потом становятся близкими друзьями. Главными героями таких фильмов были мужчины — ровно до тех пор, пока за дело не взялся сам Ридли Скотт и не снял «Тельму и Луизу». Это история двух лучших подруг, которые решают сбежать от повседневных проблем. В пути их ждет много приключений, включая встречу с еще совсем молодым Брэдом Питтом. Главные роли исполняют Сьюзан Сарандон и Джина Дэвис, номинированные за роли в картине на премии «Оскар» и «Золотой глобус».
Лекарство (1995)
История трогательной дружбы двух подростков, у одного из которых — одиннадцатилетнего Декстера — после переливания крови был обнаружен СПИД. Из-за постоянных издевательств со стороны одноклассников и ослабленного здоровья мальчик вынужден пропускать занятия и сидеть дома. Но жизнь Декстера меняется, когда он знакомится с новым соседом по имени Эрик. Родители Эрика только что развелись, и мальчик остался с самовлюбленной и эгоистичной матерью, которая не уделяет своему ребенку должного внимания. Несмотря на противоположные характеры, разный возраст и непохожие судьбы, мальчики быстро становятся друзьями. Эрик хочет во что бы то ни стало спасти друга — сначала он лечит его шоколадом, потом, насмотревшись фильма «Знахарь» с Шоном Коннери, готовит отвары из всевозможных растений. Однажды, прочитав заметку о докторе, который изобрел уникальное лекарство, мальчики отправляются на его поиски в Новый Орлеан. Фильм не получил высоких оценок кинокритиков и прошел мимо массового зрителя, но в список самых сильных фильмов о дружбе не включить его невозможно.
Двое: Я и моя тень (1995)
Любимый фильм детства многих, кому сейчас за тридцать. Аманда, сирота, живущая в приюте, приезжает в летний лагерь, который находится рядом с особняком Алисы — девочки, у которой мама умерла, а отец вот-вот женится на стервозной возлюбленной. Удивительным образом девочки похожи друг на друга как две капли воды: встретившись, они, естественно, меняются местами, раз уж выпала такая возможность. Алиса хочет вырваться на свободу и убежать от будущей мачехи, а Аманда соглашается помочь сделать все возможное, чтобы свадьба не состоялась. Этот фильм — вечная история о том, как многим из нас часто не хватает чужой решительности, чтобы изменить ситуацию в свою пользу.
1+1 (2001)
Закончим нашу подборку знаменитой французской трагикомедией «1+1». Фильм рассказывает историю невероятной дружбы между парализованным миллиардером Филиппом и его сиделкой, которой оказывается чернокожий парень Дрисс, выросший в неблагополучном районе Парижа и только что освободившийся из тюрьмы. «1+1» — искренний и теплый фильм о том, что для настоящей дружбы нет границ. Главные роли исполнили Франсуа Клюзе и Омар Си, удостоенный за эту актерскую работу национальной премии «Сезар». Фильм получил восторженные отзывы от зрителей во всем мире, и на сегодняшний день по нему снято уже три ремейка — индийская версия, аргентинская и, конечно, американская.