Шарлотта Перкинс Гилман «Желтые обои», 1892
Американская новеллистка и социолог Гилман стала ролевой моделью для всех последующих феминисток. Ее самое известное произведение «Желтые обои» подняло невиданную для конца 19 века тему послеродовой депрессии. Состоящая из 6 тысяч слов новелла написана в форме дневника недавно родившей женщины, которую муж-врач практически насильно отправляет «на покой» в странную комнату с желтыми обоями — кровать в ней прибита к полу, на окнах решетки, а в отвратительных обоях как будто кто-то прячется и мечтает сбежать на свободу.
Во времена Гилман диагноза «послеродовая депрессия» не существовало, а любые жалобы женщин на здоровье воспринимались как капризы и признаки истерии. Доктора советовали молодым мамам «полный покой» и «максимально домашнюю жизнь». Именно такое лечение прописал самой писательнице известный психиатр, когда она страшно страдала от депрессии. «Желтые обои» — не просто социальное высказывание, но и потрясающий образец готической литературы о природе безумия и всеохватывающего ужаса, к которому обращались многие признанные мастера жанра.
Вирджиния Вулф «Своя комната», 1929
Вулф была одной из важнейших фигур литературы первой половины 20 века и входила в легендарный кружок «Блумсбери», но даже она чувствовала себя в опасности, занимаясь писательством. «Своя комната» — это объемное эссе о том, что женщине нужно свое место — и буквально, и фигурально — в мире литературы и в жизни вообще. Что женщина должна чувствовать себя в безопасности, занимаясь творчеством, интеллектуальным трудом или любым другим делом вне домашних обязанностей. Что она должна иметь возможность творить, подписываясь своим именем, а не псевдонимом или анонимом, как приходилось делать многим предшественницам и современницам Вулф.
Эссе быстро стало манифестом женщин в мужском мире литературы, а во второй половине века получило культовый статус среди феминисток второй волны, бившихся за свободу женщин выбирать свой путь.
Симона де Бовуар «Второй пол» 1949
Масштабное и провокационное философское исследование Бовуар попало в Индекс запрещенных книг Святого престола (за его чтение могли предать анафеме). Его главная идея в том, что женщины сильнее мужчин привязаны к своему телу (что связано, конечно, с репродуктивной функцией и всеми сопутствующими «бонусами» в виде менструаций, овуляций, беременностей и послеродовых травм). И потому женщинам невероятно сложно реализовывать себя в патриархальном мире, который не учитывает или неверно истолковывает природу женщины, считают ее «девиантной», ненормальной, ущербной.
Книжка местами агрессивная, а в каком-то смысле даже женоненавистническая (критики упрекали Бовуар в том, как сильно она не хочет быть женщиной и потому видит в своем положении исключительно минусы). Но этот невероятно важный программный феминистский текст в некотором роде впервые разделил понятия пола и гендера, оказал влияние на развитие психоанализа и вдохновил многих женщин бороться за свои права и менять понятие нормы в обществе.
Бетти Фридан «Загадка женственности», 1963
После окончания Второй мировой войны журналистка Фридан провела опрос среди выпускниц своего колледжа и выяснила, что многие из них несчастны в роли домохозяек. Тогда она написала один из главных образцов публицистики 20 века — книгу об искусственном феномене женственности, который создан и культивируется обществом, чтобы удерживать женщину в роли матери и домохозяйки.
Фридан утверждает, что ни один человек не может самореализовываться только через секс и семью, что стремление посвятить себя поискам мужа и воспитанию детей навязано псевдонаучными теориями и модными журналами, что счастье можно и нужно искать в работе, творчестве и других аспектах жизни, никак не связанных с домом. Идеи Фридан стали взрывным импульсом для второй волны феминизма: именно тогда женщины впервые стали бороться за полное равноправие полов — экономическое, юридическое и социальное.
Сильвия Плат «Под стеклянным колпаком», 1963
Надрывный полуавтобиографический роман поэтессы Плат — это как раз история о том, что происходит с юной женщиной, которая пытается выйти за рамки домохозяйства. Героиня книги, как и сама Плат, выигрывает литературный конкурс и приезжает в Нью-Йорк на стажировку в престижный журнал. Постепенно ее начинают одолевать сомнения в выбранном пути, преследуют разочарования и страх. На девушку давит общество и собственная семья, она впадает в депрессию и пытается покончить с собой.
В реальной жизни эта история закончилась трагично — утром 11 февраля 1963 года Сильвия Плат приняла большую дозу снотворного, включила газовую плиту и засунула голову в духовку. Ее тело обнаружили через несколько часов. После смерти поэтессы роман «Под стеклянным колпаком» стал знаковой книгой, обличающей подавление женщин в середине 20 века.
Бонус: Чимаманда Нгози Адичи, эссе «We should all be feminists», 2014
Если вам кажется, что все предыдущие книжки пропахли нафталином и устарели, что феминизм в 21 веке не нужен (или вы чувствуете, что нужен, но не до конца понимаете, зачем именно). Если вам хочется приятно провести время, а местами даже посмеяться, прочитайте книгу современной нигерийской писательницы и феминистки Чимаманда Нгози Адичи. Это ее слоган We should all be feminists печатают на футболках Dior, и ее вдохновляющие речи вы слышали в хите Бейонсе «Flawless».
В своем страстном и искреннем эссе Адичи мягко разрушает мифы о феминизме, рассказывает анекдоты из собственной жизни и жизни своих друзей, анализирует историю появления гендерных стереотипов и предлагает очень позитивные и добрые решения для самых сложных проблем.