Джокер Хоакина Феникса
За грим в «Джокере» Тодда Филлипса отвечала визажистка Ники Ледерманн. Она же создавала мейкап-образы в «Сексе в большом городе» и «Дьявол носит Prada» — за работу в любимом фильме всех модников и не менее любимом сериале Ники удостоили премий «Эмми» и BAFTA. Попав на съемочную площадку «Джокера», она встретилась с довольно сложной задачей — создать образ злодея, который никак не будет перекликаться с его предшественниками.
«Джокер должен был быть оригинальным и реалистичным, а не супергероем. Мне хотелось, чтобы макияж был простым и органичным — грязным, как у Леджера, но в то же время классическим, как у Николсона, но без кэмпа.
Образ Джокера Хоакина Феникса планировался трогательным и грустным», — говорит Ледерманн в интервью .
С помощью грима и цветных пигментов MAC Chromacake Ники смогла показать, как Артур Флек превращается в Джокера. Мечтая о карьере стендап-комика, Артур подрабатывает клоуном в агентстве и рисует себе классический клоунский грим — четко очерченные черной краской коричнево-красные губы, симметричные треугольники над глазами и под ними. С поворотом сюжета и пробуждением Джокера симметрия и четкость в образе персонажа пропадают — Артур все так же рисует грим самостоятельно, но безумие берет верх, и макияж становится более хаотичным и небрежным. В конце Джокеру даже не нужны краски — улыбку он рисует собственной кровью.
За несколько дней до старта съемок Ники работала в паре с Хоакином — они подбирали грим до того момента, пока не получили «благословения» Тодда Филлипса. По словам визажистки, Феникс стал ее движущей силой и источником вдохновения — оказавшись перед камерами, он преобразил макияж, сделав его неотъемлемой частью общей картины.
Джокер Хита Леджера
Одна из фанатских теорий гласит, что Хит Леджер, готовясь к съемкам «Темного рыцаря», купил дешевую косметику и создал грим для своего Джокера самостоятельно. На самом деле образ был продуман голливудским гримером Джоном Кальоне-младшим, визажистом «Отступников» и «Клана Сопрано».
В «Темном рыцаре» Джокер избавляется от китчевого образа из предыдущих экранизаций — он не шутник, а радикальный анархист, который терроризирует Готэм совсем не ради наживы. Работая над макияжем, Джон Кальоне обратился к картинам Фрэнсиса Бэкона — на его портретах люди часто появлялись размытыми и искаженными. Именно таким Кальоне виделся грим Джокера — неопрятным и нечетким.
«Вы же знаете, что Джокер — психопат. Что если он спит в своей косметике и носит ее, не смывая, по 3 недели?» — рассуждал Кальоне в одном из интервью . Он первым противопоставил классический клоунский грим макияжу Джокера — отсутствие четкости и симметрии также символизировало безумие персонажа.
Хит Леджер не мог не принять участие в создании грима — после утверждения неряшливого образа клоуна-принца он помогал Кальоне в процессе нанесения косметики. Леджер строил клоунские гримасы — картинно улыбался и морщился, пока визажист красил его. Из-за этих манипуляций макияж выглядел очень неаккуратно — косметика оседала в морщинах на лице Леджера, оттого и возникало ощущение, что Джокер не смывает косметику неделями.
Леджер тоже не спешил расставаться с гримом — в течение съемочного дня он занимался своими обычными делами, оставаясь в косметике: катался на скейте и общался с другими актерами.
В обоих фильмах образ Джокера выходит за пределы клоунского амплуа, которое так активно тиражировали в комиксах DC и предшествующих экранизациях. Долгое время каноническим Джокером считался персонаж Джека Николсона — бывший мафиози, угрожающий Готэму веселящим газом. Он был, пусть и безумным, но все еще клоуном в соответствующем гриме — именно тем, кого усиленно создавали авторы DC.
В исполнении Леджера и Феникса безумный принц Готэма стал реалистичнее, страшнее, он больше не использует веселящий газ — в обоих случаях он сеет хаос совсем иными методами. И настолько впечатляющие образы Джокера вряд ли получились бы без соответствующего грима.