New York Dolls
Для New York Dolls макияж был не просто сценическим образом, а частью жизни. Нью-йоркские протопанки (пока еще не совсем панки, но до зарождения жанра оставалось совсем чуть-чуть), по воспоминаниям гитариста Сильвена, даже в супермаркет выходили при полном параде — с косметикой на лице, в обуви на высокой платформе и в леопардовых легинсах. Все помады и румяна они доставали в косметичках своих подружек. Обложка дебютного альбома New York Dolls, пожалуй, лучшая задокументированная демонстрация их стиля — выведенная розовой помадой надпись New York Dolls, под которой сидят участники группы с накрашенными губами, стрелками на веках и гипертрофированным румянцем.
Kiss
Сценический макияж участников Kiss — значимое явление для современной поп-культуры. Если фанаты группы и музыкальные критики знают, как выглядят музыканты без грима, то в сознании многих они навсегда останутся обладателями черно-белых нарисованных масок. Группа Kiss формировалась в Нью-Йорке 70-х, где мужской макияж был довольно привычным явлением (спасибо, New York Dolls). Сначала они просто пользовались косметикой, но, по воспоминаниям фронтмена Джина Симмонса, в один момент стихийно появилась идея создать маски — свою он нарисовал, сидя перед зеркалом у себя дома.
Дэвид Боуи
Красная молния на половину лица или золотой круг на лбу — все мы без раздумий поймем, что речь идет о Дэвиде Боуи. Он всем своим видом стирал границы гендерных стереотипов, и, перевоплощаясь в Зигги Стардаста или Алладина Сейна, по максимуму пользовался возможностями косметики. Боуи создавал идеальный белый тон лица с помощью рисовой пудры и оттенял щеки рубиновыми румянами, пользовался голубыми тенями и ярко красил губы. Каждый его образ до сих пор можно встретить в современной культуре, будь то мейкап-туториалы или обложки глянцевых журналов.
Misfits и Mayhem
Американские панки Misfits всю свою историю заигрывали с загробной тематикой. Вдохновение для песен они черпали в классических американских хоррорах, после чего ожидаемо пели про восставших из могил подружек и бордели, которые принадлежат самому дьяволу. Misfits дали начало отдельному поджанру панк-рока — хоррор-панку, и отличались от собратьев не только содержанием куплетов, но и внешностью. На сцену они не выходили (да и сейчас не выходят) без корпспэйнта (англ. Corpsepaint) — макияжа мертвеца с выбеленным лицом и темными кругами под глазами.
Пока в Америке Misfits просто кричали со сцены «Die, Die, My Darling» (пер. Salt Mag — «умри, умри, моя дорогая»), в тихой Норвегии, среди фьордов и лесов зарождался настоящий ужас. Имя ему — black metal (пер. Salt Mag. — черный металл). Весь классический норвежский black metal — про горящие христианские церкви, язычество, заигрывание с нацизмом, убийства и литры крови. Вокалист группы Mayhem, известный фанатам под кличкой Dead (от англ. — Мертвец) к теме смерти относился серьезно — не ел, чтобы выглядеть истощенным, закапывал свою одежду в землю перед концертом, дожидаясь ее разложения, и носил майку с рекламой ритуальных услуг. Для него корпспэйнт не был просто частью шоу, Dead действительно хотел походить на мертвеца. Сейчас утрированный, и оттого более жуткий корпспэинт — один из самых узнаваемых символов блэк-метала.
Дженезис Пи-Орридж
Жизнь создателя музыкального стиля industrial (от англ. — промышленный) Дженезиса Пи-Орриджа — история большой любви. По сути, это масштабный арт-перформанс, где тема определения гендера стала одной из важнейших глав. Вместе со своей женой, Леди Джей, Дженезис изучал и демонстрировал слияние мужского и женского начал, сводя их к однополому состоянию пандрогинности*. По задумке пары, глядя в зеркало, пандрогин должен видеть себя и свою вторую половину. Пи-Орридж мечтал слиться со своей возлюбленной Леди Джей в единое целое, в чем ему на первых порах помогал макияж, а потом пластические операции и грудные импланты.
«Мы пришли к выводу, что бунт должен осуществляться не через отличия, а через тождественность», — объяснял Пи-Орридж в одном из интервью
Роберт Смит
Фронтмена The Cure Роберта Смита многие называют отцом-основателем жанра и субкультуры готов. Впоследствии готика трансформировалась в нечто театральное и крайне гротескное, с практически карнавальными нарядами и сложным макияжем, но Роберт Смит продолжает традиции старого времени. Его прическа такая же пышная, как и раньше, а макияж (черная подводка и красная помада) — все так же небрежен.
Билли Джо Армстронг
Группа Green Day дала новый толчок популярности американского панк-рока, а их вокалист Билли Джо Армстронг возвел в культ черную подводку. Его образ не был перенасыщен сложными деталями, потому как Армстронг сосредоточился лишь на глазах — обильно подводя их черным. В 2017 году Кэт Вон Ди в коллаборации с Билли Джо выпустила черную подводку для глаз — чтобы каждый смог почувствовать себя немного панк-звездой.
Билл Каулитц
Появление в музыкальном эфире группы Tokio Hotel вызвало сильнейший резонанс. Подростки, ведомые новым стилем «эмо», бросились переодеваться в черно-розовую одежду, а количество групп с крайне эмоциональными текстами превышало все разумные нормы (да, здесь должна быть шутка «верни мне мой 2007-й»). Постерами с вокалистом Tokio Hotel были увешаны стены в комнатах, наверное, всех прогрессивных молодых людей, и многие мечтали о макияже и прическе, как у Каулитца, пока другие плели себе дреды, подражая его более брутальному брату-близнецу Тому. Неизвестно, пользовался ли Билл услугами визажиста, но если нет, то его мейкап-способности явно заслуживают похвалы — взгляните на идеальные смоки музыканта.
Джош Дан
Фаната группы Twenty One Pilots всегда выдает красная шапка на голове, которую часто носят и участники группы Тайлер Джозеф и Джош Дан. У них явно прослеживается тяга к красному цвету — особенно у барабанщика Дана, который часто появляется на публике с макияжем. Его выбор — красные тени, которыми Дан выделяет глаза. Учитывая то, какой популярностью сейчас пользуются красные тени, можно решить, что Дан тоже внес свою лепту в этот тренд.
*Пандрогинность — концепция, разработанная Дженезисом Пи-Орриджем и его женой Леди Джей, согласно которой возлюбленные должны стать полностью идентичны, стирая сексуальные и гендерные границы.