Тренды древних египтян и татуировки народа Маори
Древние египтяне, на правах главных бьюти-инфлюенсеров прошлого, были первыми, кто носил черную помаду. Выбор цвета был обусловлен модой того времени — оранжевый, пурпурный и сине-черный оттенки, как бы сейчас сказали, считались маст-хэвом у египтян. Дело в том, что именно эти цвета говорили о высоком социальном статусе человека. Губы красили и мужчины, и женщины, а после смерти зажиточных египтян емкости с краской для губ помещали в их гробницы.
Ответственность за распространение черной помады также приписывают новозеландскому коренному народу Маори. Только маорийцы не красились — они набивали татуировки на лице и теле. Считалось, что татуировки на лице символизируют высокий социальный статус их владельца, а голова является священной частью тела. Женщины Маори забивали черной и темно-синей краской губы и пространство вокруг рта. В общем, делали по-настоящему перманентный макияж губ.
Черная помада в 20 веке
Помада на губах актрис немого кино совсем не красная, как принято думать, а черная. Считается, что начало правильному кино-макияжу положил Макс Фактор — он рисовал губы черной помадой, чтобы они ярко выделялись на черно-белой плёнке. Вне съемочных площадок такой оттенок не встречался — в то время черные губы выглядели слишком необычно, чтобы стать элементом повседневного макияжа.
Черная помада начала движение в сторону своего готичного статуса в 50-е годы. В те времена по американскому телевидению показывали шоу «Шоу Вампиры», где актриса Майла Нурми, воплотившая образ Вампиры, рассказывала про фильмы ужасов. Осиная талия, черные волосы и губы сделали ведущую образцом готической моды, до зарождения которой оставалось почти два десятилетия.
В 70-е, когда стандарты красоты изменились, черная помада стала модным трендом. Ею пользовались Лу Рид и Дэвид Боуи, черным красили губы моделей для рекламных кампаний, о ней писали в Vogue. Но популярность черной помады диктовала не только мода — в ней был протест. Для появившийся панк-субкультуры такой макияж был, в первую очередь, вызовом обществу.
В 80-е бывшие панки переоделись в готов — они сменили музыку, одежду, но сохранили черную помаду, как один из важнейших атрибутов своей культуры. Исследователи субкультур много рассуждают об истоках готичного стиля. Кто-то считает, что черный тотал-лук — это влияние викторианского культа смерти, где предписывалось носить черную одежду и мрачную атрибутику. По другому мнению, готы больше вдохновлялись вампирской тематикой, когда вампира изображают мертвым денди-аристократом.
Точнее всего будет сказать, что готика, как субкультура со всеми вытекающими (мрачной музыкой, потусторонними эмоциональными текстами, черной помадой), была ответом молодёжи 80-х на всё, что происходило вокруг. Панк отгремел своё, и его герои умирали от суицида, несчастных случаев и из-за употребления запрещенных веществ. К тому же, в 80-е бушевал СПИД, и новоявленный готы теряли друзей, сами находясь в вечном эмоциональном смятении и страхе. Но черный цвет стал для них защитой и возможностью продемонстрировать, что в случае чего они всегда готовы самостоятельно придать себя забвению.
С наступлением 90-х экзистенциальная молодежь отказалась от готики в пользу гранжа, клетчатых рубашек и песен Курта Кобейна. В немытых волосах и растянутой одежде было больше смысла, чем в черной помаде, но она все же напомнила о себе. В 90-е в музыкальном андеграунде вновь громко заговорили о феминизме. Новая волна получила название riot grrrl (от англ. — бунтующая девочка) — девушки слушали Bikini Kill, вновь читали Сильвию Плат и объединялись в группы. В 1996 году на экраны вышел фильм «Колдовство» про современных ведьм, и девчачьи формации стали настоящими ковенами, участницы которых практиковали магию и носили черную помаду. Так, черные губы опять обрели весомый смысл, став частью феминизма.
Современность
Вся кастовость черной помады закончилась в 21 веке. Теперь её носят на красных дорожках, а члены семейства Кардашьян-Дженнер позируют с черными губами для Instagram-селфи, что уже говорит о максимальном переходе в ранг мейнстрима. Купить такую помаду тоже не составит труда — она продается в любом косметическом магазине, и найти её можно, как у бюджетных брендов, так и у люксовых марок.
И хоть глянец часто продолжает писать о черной помаде, как о символе городских субкультур и готике, она уже утратила свою контркультурность.