Появление Instagram-масок повлекло за собой очередную массовую истерию — в 2017 году пользователи через одного примеряли собачьи носы и кроличьи уши. В 2018 году возможность создавать маски получили так называемые творцы — сторонние художники, получившие возможность привнести в Instagram нечто оригинальное. Так, дополненная реальность прежних масок переросла в полноценные фильтры будущего, которые стали создавать новые сложные картины в инста-историях — киборгов, спрутов или слой инопланетного глянца на лице. Последний, к слову, взорвал Instagram. Фильтр Beauty3000 от художницы Йоханны Ясковска примеряли в историях знаменитости, на него сделали десятки пародий, но именно Ясковска первой приблизилась к концепции искусственной красоты.
Художнице нравится сама идея человека-робота. По ее словам , пластиковая, ненатуральная красота очень актуальна в современном обществе. Но если Ясковска предлагала людям перевоплощение в киборгов, то другие творцы масок пошли путем Facetune — их дополнения к реальности дают пользователям возможность получить изображение лица, как после пластической операции и косметологических процедур. Маски выравнивают тон кожи, уменьшают нос, увеличивают губы и делают скулы заметно острее, будто пользователю удалили комки Биша.
Как менялось отношение к красоте из-за фильтров?
Селфимания породила безграничную любовь к тяжелому макияжу без изъянов, которая дополнилась волшебным действием фильтров Facetune. Отретушированные фотографии сперва прочно осели в лентах, чтобы позднее выбраться за пределы Сети и стать частью действительности. Клиенты пластических хирургов уже не приносят фотографии знаменитостей, а сразу ставят перед врачом иную задачу — сделать точно такое же лицо, как на фотографии, обработанной в Facetune или фильтрами Instagram и Snapchat.
На фоне роста популярности подобных операций в СМИ заговорили о дисморфофобии, вызванной воздействием социальных сетей. Дисморфофобия — это психическое заболевание. Расстройство проявляется в том, что человек зацикливается на минимальном изъяне в своей внешности. Социальные сети привели к тому, что болезнь приобрела совершенно новую форму — согласно исследованию , идеализированные фотографии в Сети помогли сформировать совершенно неправильное отношение пользователей к собственным телам. Snapchat-дисморфофобия , как называют новую болезнь в медиа, ведет к тому, что человек мечтает изменить свою внешность, подгоняя ее под собственные отредактированные фотографии.
Основная проблема заключается в том, что люди с подобным расстройством не могут остановиться — они будут делать операции и инъекции до бесконечности, потому что всегда смогут найти в своей внешности что-то неидеальное. Многие хирурги и косметологи сходятся во мнении, что идти на поводу у клиентов в таком случае — ошибка.
Это не помощь и не попытка поспособствовать достижению мечты, а нанесение вреда и потакание нездоровому человеку.
Как с этим борются социальные медиа?
И Snapchat, и Instagram смогли значительно увеличить свою аудиторию за счет внедрения фильтров и масок, но теперь готовы изменяться во благо психического здоровья пользователей. В этом месяце Spark AR, компания, отвечающая за маски в Instagram, работает над тем, чтобы удалить с платформы все фильтры, которые как-либо связаны с искажением внешности пластическими операциями. «Мы хотим, чтобы эффекты Spark AR стали позитивным опытом, и собираемся пересмотреть нашу политику, чтобы позаботиться о благополучии пользователей», — написано на официальной странице сообщества Spark AR Community в Facebook.
Конечно, на полное удаление всех фильтров понадобится некоторое время, поэтому отретушированные лица очень нескоро пропадут из лент, но социальные сети уже стремятся измениться в лучшую сторону и защитить своих пользователей от негативного воздействия.