Самые известные стрелки древности безоговорочно принадлежат Клеопатре, но египетская царица была отнюдь не единственной их поклонницей — в Древнем Египте глаза подводили и женщины, и мужчины. Популярность стрелок объясняется совсем не модой — таким образом египтяне защищали глаза от воздействия солнечных лучей. В состав их подводки, она же кайал, входили сульфид свинца, галенит и малахит. Египетские правители жили и умирали в окружении емкостей с кайалом — многие из них были обнаружены во время раскопок гробниц.
Со времен Древнего Египта и до самых 1920-х годов отношение к макияжу было довольно предвзятым. Если королевские особы и знать могли позволить себе обильный мейкап, то в отношении простых женщин правила были строже.
Ежедневный макияж в обществе часто ассоциировался с проституцией, поэтому добропорядочные дамы, не желавшие, чтобы их честное имя связывали с этим занятием, красились немного и больше тайком
Все изменилось под влиянием того же Древнего Египта: в 1912 году ученые раскопали бюст царицы Нефертити, в 1922 нашли гробницу Тутанхамона, и весь мир, увидев мейкап тех времен, вдохновился египетской эстетикой. В период, известный как «ревущие 20-е», косметика перестала табуироваться, и египетские широкие стрелки стали частью ежедневного макияжа.
К слову, наибольшей популярностью пользовались не стрелки, а smoky-eyes. Виной всему Голливуд, чей модный авторитет был сильнее, чем у всех исторических эпох вместе взятых. Актеры и актрисы немых черно-белых фильмов густо подводили глаза черным, чтобы они выделялись на экране, а вслед за ними к дымчатой подводке прибегали и зрительницы.
Настоящий триумф стрелок начался в 40-е годы, когда за Голливудом окончательно закрепился статус фабрики звезд. Любимицы киноиндустрии и зрителей носили стрелки на экранах и в реальной жизни. Вивьен Ли вновь возвела в культ стрелки Клеопатры, сыграв царицу в фильме «Цезарь и Клеопатра». Мэрилин Монро сочетала макияж «кошачий глаз» с красной помадой, Одри Хепбёрн с помощью стрелок подчеркивала свои и без того большие глаза.
В 60-е киноделы вновь вернулись к образу Клеопатры: на этот раз ее сыграла Элизабет Тейлор, чьи массивные стрелки с синими тенями стали одними из самых цитируемых в истории, наряду со стрелками Твигги.
В 60-е макияж глаз получил совершенно новое прочтение. Ведущие it-girls десятилетия с помощью подводок и теней превращали свои глаза в арт-объекты, которыми пестрели обложки ведущих глянцевых журналов. Твигги рисовала стрелки в два ряда — вдоль линии роста ресниц и в складке века.
Дониель Луна, первая темнокожая модель, появившаяся на обложке Vogue, предпочитала стрелки на верхнем и нижнем веках. Девушка из «Челси» Эди Седжвик любила агрессивные смоки и огромные накладные ресницы, но и любовь к черным стрелкам ей тоже была не чужда.
С наступлением 70-х стрелки получили более неформальный характер, став атрибутом зарождающихся субкультур панков и готов. Девушки из Bromley Contingent (панк-формации, вращающейся вокруг группы Sex Pistols, Вивьен Вествуд и Малькольма Макларена) любили стрелки и бунтовать против опостылевших британских традиций.
Макияж для них был способом самовыражения, наряду с одеждой, вызывающим поведением и шумной музыкой
Яркие представительницы движения — Сьюзи Сью (позднее ставшая крестной мамой классического готик-рока) и Су Кэтвуман — рисовали размашистые стрелки, чьи кончики уходили к самым вискам и выше.
В 80-е наступило время ярких цветов, и если девушки и рисовали стрелки, то все сопровождалось тенями самых безумных оттенков. Исполнительница хита Girls Just Want To Have Fun Синди Лопер дополняла стрелки голубыми тенями или появлялась на публике с макияжем разных цветов: с одной стороны веки были розовыми, с другой — лазурными.
С цветом иногда заигрывала Мадонна, но все же ее стрелки чаще всего были классическими черными и не слишком длинными.
В 90-е мир полюбил тонкие линии — изящные брови сочетались с такими же стрелками. К тому же в моду ворвались и главенствовали голубые тени, которые носили все — от Анджелины Джоли до Кристины Агилеры.
На обратной стороне культуры, ближе к андеграунду, зародился гранж, где главным трендсеттером и ориентиром для девушек была Кортни Лав.
Кортни относилась к макияжу расслабленно и просто — ее стрелки чаще всего были размазаны до состояния смоки
Оглядываясь на историю стрелок, мы видим безграничные возможности для создания собственного идеального макияжа. Кто-то предпочитает классику в стиле Мэрилин Монро, кому-то ближе неформальная расслабленность Кортни Лав, а другие рисуют стрелки, чьи кончики стремятся сойтись на затылке. Вывод один — спустя тысячи лет стрелки остаются самым популярным мейкап-приемом, который не теряет своей актуальности на фоне меняющейся индустрии.